Примерный план построения учебно-тренировочных уроков

Первый урок

(подготовительный период, группа новичков)

Задачи: ознакомление с историей и сущностью игры; обучение способу держания ракетки, основной стойке игрока в бадминтон; ознакомление с особенностями ударов по волану и его полета; обучение подаче и удару справа в упрощенных условиях.

Продолжительность — 120 мин.

1. Беседа об истории игры и ее сущности с показом игры в целом на площадке и с объяснением правил одиночной игры — 20 мин.

2.       Общеразвивающие упражнения — 15 мин.

3.       Обучение способу держания ракетки и основной стойке — 5 мин.

4.       Специальные упражнения с ракеткой и с, ракеткой и воланом (жонглирование); движения, имитирующие удары справа и слева, — 10 мин.

5.       Обучение подаче:
а)       у стенки—15 мин.,
б)       в парах — 10 мин.

6.       Обучение удару справа через сетку:
а)       с ракеткой без волана — 5 мин.,
б)       в паре с партнером — 5 мин.,
в)       то же через сетку — 10 мин.

7.       Одиночная игра по правилам с укороченным счетом и с акцентом на выполнение удара справа — 25 мин.

Организационные и методические указания к первому уроку

В беседе об истории игры необходимо отметить массовость (в цифрах) распространения бадминтона. Указать на существование международной федерации, проведение открытых первенств страны и чемпионатов мира.

Далее нужно объяснить, что широкому распространению игры способствует ее спортивная направленность, простота, увлекательность и доступность.

В заключение беседы тренер объясняет сущность игры, а если в группе уже есть умеющий игрок, то показывает игру в целом по правилам до 3—5 очков. Если в группе нет умеющих играть в бадминтон, то для показа можно пригласить на первое занятие кого-либо из хороших игроков города; тогда можно продемонстрировать и парную игру.

После показа с группой проводится так называемая разминка с выполнением нескольких легких и простых упражнений типа зарядки. При этом тренер должен добиваться сознательного отношения к выполнению каждого упражнения, объясняя, что достигается данным упражнением. Например, различные варианты ходьбы на передней части стопы укрепляют связочный аппарат суставов ног, что, в свою очередь, предохранит от различного рода растяжений, вывихов и т. п.

Обучая правильному держанию ракетки, тренер после показа объясняет, почему именно так держат ракетку. Здесь надо сказать, что способ захвата должен быть выбран один для выполнения любых ударов и что те, кому он кажется неудобным, должны знать, что с укреплением и развитием достаточной гибкости кисти это неудобство пропадет и все удары будут выполняться одинаково легко.

Выполняя затем специальные упражнения с ракеткой и воланом, надо объяснить цель каждого упражнения: а) с ракеткой — для развития гибкости кисти, выработки чувства баланса ракетки и т. д.; б) с воланом — для выработки специального мышечного чувства при ударах разной силы, точности глазомера при определении точки удара и для получения навыка в выполнении кистью завершающей фазы удара.

К обучению подаче следует переходить только после освоения жонглирования воланом. Показывая подачу, тренер выполняет ее несколько раз сильным и слабым ударом на разную высоту и расстояние и после этого дает возможность всем игрокам выполнить подачу 8—10 раз самостоятельно без поправок. Занимающиеся могут выполнять подачу, направляя волан в стену на высоту не ниже 155 см или в паре друг с другом. Если упражнение не получается у многих, то по сигналу все прекращают играть и тренер снова показывает подачу с дополнительным объяснением.

Перед отведением ракетки на замах надо коснуться головкой волана центра рамки, затем одновременно с отведением ракетки рука с воланом поднимается до уровня плеч, и волан выпускается из руки. В момент когда он опустится ниже линии пояса, по его головке следует ударить центром рамки ракетки.

При обучении удару справа один из пары подает своему партнеру только под удар справа,  и последний отбивает только ударом справа. Тренер проходит вдоль ряда отбивающих и поправляет отдельные ошибки, не прекращая упражнения (например, поправляет неправильную стойку, хватку ракетки, удар согнутой рукой и т. д.).

Во всех случаях обучения ударам сильного игрока надо ставить в пару с более слабым.

Занимающиеся в парах должны стоять в 6—7 м друг от друга и не ближе 1 м к стене. При выполнении подачи в стену игроки стоят на расстоянии 2,5—3 м от стены, т. е. на том же расстоянии, на каком они будут стоять на площадке в игре.

Игроки, подающие волан, должны следить за правильным выполнением ударов отбивающими, замечать и определять причины ошибок и помогать их исправлению.

В двухчасовом уроке обучению отдельному упражнению или элементу достаточно уделять по 5 мин.; в случае слабого освоения к дальнейшей отработке надо вернуться на следующем уроке. В плане каждого очередного занятия тренер обязан предусмотреть время для повторения отдельных элементов из пройденного в предыдущем уроке материала.