Тактика одиночной игры

Одиночная игра требует большей затраты энергии, чем парная, так как бегать приходится одному на всей половине площадки. Выступающим в одиночной встрече необходимо обладать большой скоростью передвижения и одинаковым умением играть как у сетки, так и у задней линии.

Точность и разнообразие подач всегда обеспечат 50% успеха в игре равных. При этом в одиночной игре предпочтение отдается высокой подаче, направляемой обычно в самое неудобное для противника место (рис. 64).


Не забывайте, что в одиночной игре лучшее сочетание ударов — когда каждый второй удар короткий, а темп нападения и четкая защита — основа для победы над противником.

Разберите и освойте несколько типовых тактических приемов в одиночной игре (рис. 65, а, б, в).


Как и в первой игре, в одиночных встречах имеет место элемент подавления активности противника. Часто это происходит от того, что игроку заранее известно, что его противник играет лучше, чем он сам. И, вместо того чтобы оказать достойное сопротивление и приложить все силы, чтобы выиграть, такой игрок после первых сильных ударов своего противника переходит к пассивной защите, не стремясь, даже когда появляется возможность, выполнить атакующий удар. Но этот же игрок может выиграть у другого незнакомого игрока, которому проиграл его предыдущий противник.

Каждому тренеру надо приучать своих занимающихся бороться за захват инициативы в игре, за активную игру во встречах с любыми противниками. Известное положение «лучшая защита — нападение» применимо и к действиям игроков в бадминтон, особенно в одиночных встречах, когда большое значение имеет психологический момент единоборства.

В начале каждой партии игрок должен приложить все силы, чтобы «оторваться» от противника на 4—5 очков, и затем удерживать этот разрыв, активизируя игру при своей подаче и играя предельно точно и внимательно с задачей отобрать подачу у противника. Догонять психологически всегда трудней, чем удерживать лидерство. В одиночной игре надо уметь заставить противника играть в неудобном положении, например в левой стороне площадки. Для этого надо в совершенстве овладеть ударами, с помощью которых противника можно «загнать» в неудобное место. Такими ударами будут обводящие прямые и по диагонали и длинные плоские справа (рис. 66). Например, в ответ на высокую подачу — удар смеш, в ответ получите или «свечу» или укороченный, тот и другой отбивайте плоским влево и, таким образом удерживая инициативу, в удобный момент добьете волан (рис. 67).

Перед встречей с незнакомым или малознакомым противником для составления хотя бы в уме общего тактического плана предстоящей встречи необходимо провести так называемую «разведку боем». Начинать ее надо прямо с разминки перед игрой. Задачи разведки — выяснить:
1)       как отбивает противник близкую и далекую подачи, под правую и левую руку; какими ударами он отбивает подачи хорошо и какими слабо и в каких направлениях, как он сам выполняет ту или другую подачу, какие у него любимые (привычные) ответы;
2)       как играет противник у сетки, на какую высоту поднимает короткие воланы;    
3)       как принимает и выполняет смеш;
4)       достаточно ли уверенно и сильно отбивает противник воланы, посылаемые ему под левую руку, т. е. куда направляет, какими ударами чаще пользуется и т. д.


Если времени, отведенного для разминки, оказалось недостаточно для полного представления о возможностях и недостатках противника, разведку можно продолжить в начале первой партии. С учетом выявленных качеств противника надо тут же, по ходу игры, составлять и осуществлять свои тактические замыслы.

Так, например, если противник слабо играет у сетки, то целесообразно при каждой возможности соответствующим подготовительным ударом вызывать его к сетке. Если он плохо передвигается назад, то, вызвав его укороченным ударом к сетке, можно перекинуть волан следующим плоско-далеким или высоко-далеким ударом. Противника, обладающего слабым ударом сверху, следует первой же подачей заставить отойти к задней линии и длинными и высокими ударами с середины своей площадки удерживать его там до тех пор, пока он не отобьет волан в удобное место для выполнения завершающего удара.