Вопросы организации и методики занятий с новичками

Каждый тренер, инструктор или организатор занятий но бадминтону, пользуясь рекомендациями данного пособия, сумеет подготовить и грамотно провести занятие с новичками. В подготовке и проведении занятий тренеру помогают староста группы и очередные дежурные по площадке. Тренер назначает старостой наиболее подготовленного игрока, серьезного и пользующегося уважением коллектива. В обязанность старосты входит назначение на очередное занятие двух дежурных на каждую площадку, контроль за соблюдением общего порядка на занятиях, учет посещаемости и замена тренера при его отсутствии.
Назначенные старостой дежурные являются на занятия за 15 мин. до их начала и проверяют подготовку мест занятий, а на нестационарных площадках вешают сетки и размечают площадки. В назначенное время один из дежурных строит группу и докладывает тренеру о количестве присутствующих и готовности их к занятиям. Дежурные следят за оборудованием, разметкой, за спортивной формой и за очередностью тренировочных игр на площадке.
Занимающиеся  обязаны безоговорочно выполнять распоряжения дежурных, старосты и тренера.
В целях воспитания у занимающихся необходимых педагогических навыков, а также творчески самостоятельного осмысливания элементов техники и тактики игры тренеру рекомендуется привлекать наиболее способных игроков к проведению инструкторской практики. Это может происходить в форме выполнения с группой отдельных разделов урока, а также прикрепления к таким игрокам прибывающих новичков и т. п. Каждый тренер заботится о росте педагогических умений и навыков своих помощников, подготавливая их к самостоятельной работе во вновь создаваемых коллективах любителей бадминтона. Как правило, в любой группе опытный тренер выявляет 2—3 занимающихся, имеющих определенный уклон к организационной и педагогической работе.
Овладение основами техники и тактики игры в мяч с перьями благодаря ее общедоступности проходит, в общем, значительно быстрее, чем в других видах спортивных игр с ракеткой и мячом. Составляя план урока, конечно, нужно учитывать индивидуальные (физические) возможности каждого занимающегося. Например, у одного может быть замедленная реакция, у другого недостаточно развита координация движений, третьему не хватает выносливости и т. д. Тренеру полезно завести тетрадь с записями спортивных характеристик каждого из учеников. В тетради отмечаются ошибки и пути их устранения. Каждый занимающийся с помощью тренера составляет индивидуальный план совершенствования в игре. В этом плане предусматриваются средства устранения недостатков в технике и тактике.
Постепенно от занятия к занятию любая группа занимающихся разделится на сильных, средних и слабых игроков. С каждой из этих подгрупп тренер должен проводить занятия хотя и в одном плане, но используя разные средства и методы. Например, хорошо координированные, быстрые и ловкие ученики любое новое движение осваивают с одного-двух показов. Они, получив задание тренера, могут заниматься самостоятельно. Их можно привлекать к работе с отстающими.
Занимаясь со слабыми игроками, тренеру необходимо больше времени уделять повторению неудающихся ударов. Например, правильное выполнение любого удара в упрощенных условиях зависит от правильной основной стойки и положения ракетки, от своевременного замаха, от удара по волану, находящемуся в наивыгоднейшей точке. Полезно также использовать имитацию движений как при выполнении удара в целом, так и по элементам, в зависимости от того, в какой из составных частей всего движения кроется та или иная ошибка. Тренер, показывая данный элемент правильно, а затем так, как его выполняет занимающийся, дает тем самым последнему возможность наглядно осознать разницу в выполнении приема и устранить ошибку.

Примерный план построения учебно-тренировочных уроков

Общие организационные и методические указания