Физическая подготовка игроков и команд

Одна из особенностей советской баскетбольной школы заключается в отличной физической подготовке игроков. Физическая подготовка должна проводиться повседневно в процессе учебных занятий, и только отдельные упражнения, входящие в комплекс ГТО, которые требуют специальных условий и много времени, могут проводиться самостоятельно. Ниже дается краткий перечень основных средств физической подготовки, их назначение и методика проведения.

Строевые и порядковые упражнения. Их назначение: выработать правильную осанку и выправку; приучить к концентрации внимания, к четкому и быстрому выполнению команд.

Общеразвивающие упражнения. Проводятся, главным образом, без снарядов, а также с различными отягощениями и на массовых снарядах, как гимнастическая скамейка, стенка, бревно, и на прыжковых снарядах. Назначение упражнений: развить и укрепить мышечную систему, увеличить гибкость за счет подвижности в суставах, развить и укрепить органы дыхания и сердечно-сосудистую систему, выработать координацию движений и чувство равновесия в различных положениях.

Строевые и общеразвивающие упражнения являются примерным материалом подготовительной части урока. В зависимости от характера урока, его цели и состава группы подбирается определенное количество упражнений. Различные упражнения занимают разное время, но в среднем можно исходить из того, что каждое упражнение без снарядов повторяется по 8—12 раз.

Упражнения следует проводить следующим образом: сначала нужно показать упражнение, коротко объяснив, как оно выполняется, и указать на его характерные особенности. Затем следует выполнение его группой, недостатки исправляются по ходу занятия. Если упражнение непонятно и выполняется неверно, то следует прервать выполнение, еще раз показать и затем снова приступить к выполнению. Чтобы руководитель мог заметить недостатки, ему самому делать упражнение не следует.

При проведении общеразвивающих упражнений вся группа должна заниматься одновременно. Если в урок вводятся упражнения с отягощениями или на снарядах, то их количество должно быть достаточным для одновременного занятия всей группы. При немногочисленной группе (до 10 человек) целесообразно вводить такие снаряды, как шест (канат) или бум. В отдельных случаях можно использовать и другие снаряды — брусья, перекладину, лестницу и т. д. Общеразвивающие упражнения следует начинать упражнениями с небольшой нагрузкой на мелкие группы мышц, преимущественно для мышц шеи и верхних конечностей, затем постепенно надо вводить более сложные упражнения, вовлекая в работу крупные группы мышц. Упражнения, дающие нагрузку на одну и ту же группу мышц, не следует ставить рядом. Если упражнения подобраны таким образом, что есть и силовые и на точность выполнения, то вначале следует проводить упражнения на точность.

Специальные (подготовительные) упражнения. Назначение упражнений: упражнения этой группы вырабатывают в основном качества, способствующие быстрому и лучшему освоению техники игры в баскетбол, — скорость, выносливость, ориентировку, ловкость и быстроту реакции.

Упражнения на скорость: 1) рывки с высокого и низкого старта на 20—30 м, выполняемые по свистку, по команде, по взмаху флажка, после броска мяча и т. д., 2) бег на скорость 50— 100 м.

Упражнения на выносливость: 1) ходьба с движением туловища; 2) ходьба спортивным шагом; 3) бег на месте и с продвижением, высоко поднимая колени, вынося прямые ноги вперед или назад; 4) прыжки и бег со скакалкой; 5) бег с остановками, замедлением, ускорением, рывками на 20—30 м, бег на 500— 3000 м; 6) бег с искусственными препятствиями (подлезание, переползание, перепрыгивание и т. п.); 7) кроссы до 5 км; 8) полоса препятствий.

Упражнения для выработки смелости, ловкости и ориентировки: 1) подбрасывание и ловля одновременно двух мячей; 2) прыжки с места в высоту, в стороны и в длину; 3) прыжки с разбега в высоту, в длину и далеко-высокие прыжки; 4) прыжки вверх с места и с разбега, доставая рукой подброшенный мяч (можно прыгать, доставая корзину); 5) ходьба по наклонной лестнице; 6) подвижные игры с мячом (описание игр дано выше).

Упражнения для выработки быстроты реакции: 1. Без мяча: а) группе дается задание во время ходьбы по свистку или зрительному сигналу повернуться кругом, остановиться, присесть, подпрыгнуть и т. п.; б) на ходу по сигналу выполнить имитационное движение передачи, ловли, поднимания или ведения мяча и т. п. 2. С мячом: а) во время ведения мяча изменить по сигналу направление, остановиться, взяв мяч в руки, или передать условленным образом; б) во время передачи мяча в кругу по одному сигналу изменить направление передачи, а по другому — прием передачи или ловли.