Обучение обманным действиям

Обучение обманным действиям следует начинать на месте. Занимающиеся располагаются в две шеренги и, разомкнувшись, встают друг против  друга.

Руководитель объясняет и показывает прием; игроки первой шеренги, стоя на месте, повторяют его. Затем мячи передаются для упражнения игрокам другой шеренги.

После этого группа разбивается по четыре человека. Каждая четверка располагается так: против игрока с мячом на расстоянии метра встает другой игрок, который является нападающим, а с двух сторон от них, в 5—б м, встают остальные двое. По сигналу одного из крайних владеющий мячом должен передать его в любую сторону, используя проработанный прием, а второй игрок стремится воспрепятствовать передаче. Затем мяч возвращается снова первому игроку, и таким образом упражнение повторяется несколько раз, после чего игроки меняются ролями.

Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый из четверки не выполнит задания. Описанное упражнение можно проводить игровым методом, если учитывать, кто из игроков за десять попыток сумеет большее число раз их выполнить правильно. Подобным же образом можно проводить изучение приема у щита. Необходимо следить за тем, чтобы взгляд игрока был всегда направлен в сторону, противоположную той, куда предполагается передача; это способствует успешному проведению приема. При броске в корзину обманное действие имеет особое значение.

Обманные действия в сочетании с ведением выполняются вначале также индивидуально. По нескольку  человек выстраиваются в затылок за лицевыми линиями друг против друга. Один игрок ведет мяч и применяет два-три раза обманное действие. Дойдя до противоположной лицевой линии, он передает мяч следующему, а сам встает последним в колонну. Затем на пути следования ставятся одна-две стойки, около которых выполняется прием. Потом встают игроки, которые не препятствуют проведению приема, и, наконец, два игрока выбегают навстречу друг другу, и в то время, как один стремится обвести, другой пытается перехватить мяч.

В таком виде упражнение можно провести с учетом количества правильно выполненных попыток.

Обманное действие для обводки после ловли мяча изучается так: занимающиеся разбиваются на тройки; двое встают на противоположных лицевых линиях, а третий — в середине площадки. Один из крайних передает мяч среднему, который, поймав его, выполняет прием, после чего передает мяч другому игроку. То же самое проводится в другую сторону, после чего игроки меняются местами. Затем упражнение проводится с нападением на игрока, ловящего мяч. Для этого игрок, стоящий сзади ловящего, приближается к последнему на 3—4 м. Когда игрок, поймав мяч, пытается пройти с ним, выполняющий роль защитника стремится не дать себя обвести. После нескольких попыток игроки меняются местами.

Хорошо усваиваются обманные действия и в таком построении: трое занимающихся образуют треугольник со стороной 5—7 м, остальные располагаются им в затылок. Первый игрок делает движение вправо (или влево), а передает мяч в другую сторону, после чего резко поворачивается и перебегает назад, становясь последним. На его место, делая шаг вперед, встает следующий. Получивший мяч повторяет то же задание и т. д. Это упражнение можно проводить одновременно с двумя и даже тремя мячами.

Разучивание обманных действий изолированно от игры не всегда проходит удачно, так как игроки, препятствующие передаче или ведению, подготовлены и им легко помешать выполнению приема. Поэтому изучение обманных действий следует включать во время проведения подвижных игр или при игре в баскетбол.

Следует помнить, что основой успеха в обманных действиях является работа ног, на что преимущественно и нужно обращать внимание игроков.