Обучение передачам и ловле мяча

Обучение передачам и ловле мяча должно вестись параллельно. При объяснении какого-либо приема передачи тут же следует объяснить прием ловли. Только в отдельных случаях, когда изучаются сложные приемы, особенно выполняемые на бегу или с прыжком, целесообразно концентрировать внимание занимающихся только на передаче или только на ловле.

Обучение проводится в порядке возрастающей трудности. Нужно хорошо проработать какой-либо один прием и его варианты и только после этого переходить к другому приему. В одном занятии не обязательно проводить изучение только одного приема, их может быть два, три и больше, но важно, чтобы на последующих уроках прочно закреплялось все пройденное.

Вначале для изучения всех видов передач удобно расположить занимающихся по кругу, на расстояния вытянутых рук. Руководитель также встает на линии круга и с этого места объясняет и показывает прием передачи или ловли мяча. После этого он занимает место в центре круга и оттуда передает мяч поочередно каждому игроку, а те, в свою очередь, возвращают его обратно. Вначале расстояние от игроков до руководителя не должно превышать 6—8 м.

Указанное построение целесообразно только в начальной стадии изучения приема и в том случае, если количество занимающихся не превышает 10—12 человек.

Более рациональным, ускоряющим обучение построением является следующее: занимающиеся встают в две разомкнутые на вытянутые руки шеренги, лицом друг к другу, на расстоянии 6—8 м. Руководитель, находясь в конце шеренг, между ними, объясняет и показывает прием передачи и ловли мяча. После этого начинается изучение определенного приема, во время которого руководитель обходит занимающихся и исправляет ошибки,. Если ошибки являются типичными, то нужно прервать упражнение и внести соответствующие исправления, после чего продолжать упражнение.

Усложнить изучение передач и ловли можно увеличением расстояния между игроками. Другой вид усложнения — увеличение силы передачи. Все внимание обращается на точность передачи, но после освоения точности передач следует добиваться умения передавать и точно и сильно. То же самое относится и к ловле: сначала изучается прием ловли слабо летящего мяча, а затем — сильно летящего.

Вырабатывать навык быстро передавать мяч надо начинать тогда, когда занимающиеся уже овладели несколькими приемами передач и ловли. Быстрота передачи зависит от умения в каждом отдельном случае применить именно тот прием, на который затрачивается меньше всего времени. Для того, чтобы быстро передать мяч, не следует тратить время на перевод его из одного положения в другое, а по возможности надо использовать тот вид передачи, который выполняется с меньшим замахом из положения, принятого после ловли. Примеры: мяч пойман на уровне груди — передача от груди двумя руками; мяч пойман на уровне плеча — передача от плеча одной или двумя руками; пойман мяч, катящийся по площадке, — передача снизу двумя руками. Передачи и ловля с прыжком изучаются тем же методом и в таком же построении, как передачи и ловля на месте. Поскольку передача и особенно ловля мяча с прыжком требуют исключительной точности, рекомендуется изучать их отдельно. При обучении ловли с прыжком передавать можно любым способом, но так, чтобы ловящему приходилось подпрыгивать за мячом.

Передачи и ловлю во время движения шагом лучше всего начинать в построении по кругу. Занимающиеся встают в затылок по кругу на расстоянии 4—5 м один от другого. По команде руководителя, находящегося в центре, начинается продвижение мяча по кругу. Руководитель поочередно передает каждому мяч, а поймавший, сначала с остановкой и поворотом, а затем без остановки, но с шагом в сторону, возвращает мяч обратно руководителю. Когда передача с продвижением вперед освоена, можно переходить к передаче во время движения боком, а затем спиной вперед. Передачи и ловлю при ходьбе можно проводить и в другом построении. Игроки по два встают на расстоянии 5—7 м друг от друга и, продвигаясь боком или спиной вперед, передают и ловят мяч определенными приемами. Потом можно ввести третьего игрока, установив, в каком порядке следует передавать мяч.

Примеры: № 1 передает мяч № 2, № 2 передает № 3, затем в той же последовательности обратно; или так: № 1 передает № 3, тот — № 2, а № 2, находящийся в середине, может передать по своему усмотрению в любую сторону.

Передачу мяча и ловлю на бегу правильнее начинать так: занимающиеся выстраиваются в колонну по одному, руководитель встает в нескольких метрах в стороне и впереди колонны. По сигналу руководителя стоящий первым  выбегает и, поймав переданный ему мяч, передает его обратно условленным способом. После этого выбегает следующий игрок и т. д. Вначале можно допускать после ловли мяча остановку, а потом уже делать передачу, не останавливаясь, но необходимо следить за тем, чтобы не было прыжка. После того как мяч пойман, игрок делает два шага, подпрыгивает и только после этого передает мяч.

Наиболее трудной является передача на бегу с прыжком и поворотом.

Игроков следует постепенно приучать к различным положениям при ловле мяча. Для этой цели могут использоваться следующие упражнения:
1)       Игроки образуют два концентрических круга, которые движутся в разных направлениях. Игроки внешнего круга передают мяч во внутренний круг, а те — обратно. Постепенно следует ускорять темп движения, а затем вводить второй и даже третий мяч. Беспрестанно меняющаяся обстановка и динамичность упражнения требуют большого напряжения внимания, быстроты и точности передач и ловли.

2)       Игроки выстраиваются во встречных колоннах по одному. Расстояние между направляющими — 6—8 м. В момент передачи мяча первым игроком одной колонны напротив стоящему следующий игрок должен вырваться вперед и перехватить мяч. После этого первые игроки обеих колонн переходят назад, а вторые отступают на шаг, чтобы колонны не сближались. Затем следует передача в противоположную сторону и т. д.

3)       Игроки выстраиваются в колонну по одному лицом к стене, в нескольких шагах от нее. Первый игрок резко посылает мяч в стену и с поворотом убегает назад. Второй игрок старается поймать мяч после отскока от стены, не давая ему коснуться площадки, и также посылает мяч в стену и т. д. Если варьировать удары о стену на разной высоте и менять угол, то требуется исключительная быстрота и внимание, чтобы своевременно поймать мяч. После того как передачи и ловля на бегу с продвижением вперед освоены, нужно прорабатывать те же приемы с продвижением боком и спиной вперед.

В целях усложнения можно вводить передачи не прямо на игрока, а в сторону от него; игрок, доставая мяч, приучается рассчитывать свои движения, делая шаги или прыжки в сторону. Кроме этого, можно изучать передачи и ловлю мяча на бегу в парах и тройках так, как это было описано выше при разборе передач во время ходьбы. Для получения навыка предохранения мяча от выбивания после ловли с прыжком от щита упражнение проводится в парах так: один игрок, ударив мяч в щит, тут же подпрыгивает и при ловле мяча оставляет руки вытянутыми. Другой игрок пытается выбить мяч в момент приземления первого. При занятиях в зале можно тренироваться около стен.

Для того чтобы разнообразить занятия и поднять интерес к выполнению различных приемов техники игры и для их закрепления, рекомендуется вводить игровые упражнения. Пример: все занимающиеся, разбившись на пары, встают за боковыми линиями с двух сторон площадки. Задача: передать мяч друг другу любым приемом как можно большее число раз за 1—2 мин. Пара, сумевшая сделать большее число передач с наименьшим числом падений мяча, считается победительницей. По типу данного примера можно составить несколько игровых упражнений, которые позволяют в увлекательной форме проработать различные приемы в передачах и ловле мяча.