Обучение тактике игры и тренировка

Начинать следует с наиболее простой тактической комбинации — передачи мяча между двумя игроками во время продвижения. Для этого игроки разбиваются на пары и встают в колонну по два за лицевой линией. Расстояние между игроками каждой пары — 3—4 м. Мяч передается от одного к другому во время продвижения шагом вперед. При передаче следует учитывать скорость движения игрока, для чего мяч посылается не точно к игроку, а несколько впереди него. Когда игроки достигнут противоположной лицевой линии, они также возвращаются обратно. Затем то же повторяет следующая пара и т. д. Таким же способом проводится это упражнение на бегу.

Для приближения передачи мяча к условиям игры можно проводить ее между расставленными через 4—5 м стойками; в дальнейшем стойки заменяются игроками, препятствующими передаче.

Передача мяча между двумя игроками является переходной ступенью к основной тактической комбинации — передаче между тремя. Для этого группа разбивается на тройки, игроки каждой из них встают на расстоянии 3—4 м друг от друга. Самой простой формой передачи является передача на месте от одного игрока к другому в разных направлениях. Затем вводится смена мест между игроками одновременно с передачей мяча.

Затем изучается передача между тремя игроками во время продвижения шагом и на бегу. Сначала расстояние между ними не должно превышать 2—3 м и они должны находиться почти на одной линии, а потом расстояние увеличивается до размеров ширины площадки, и расположение игроков принимает форму равнобедренного треугольника. Направление и приемы передач должны меняться. Передача мяча в треугольнике является наиболее удобным способом для обхода противника, ее нужно проводить в самых разнообразных вариантах.

Всякую передачу мяча следует заканчивать броском в корзину. Для этого одна пара или тройка встает за лицевой линией площадки и продвигается к противоположному щиту, в то время как другая движется в обратном направлении, с другой стороны площадки. При этом нужно предупредить, чтобы крайние игроки обеих пар или троек во избежание столкновения следили друг за другом. В таком построении интересно проходит соревнование на то, какая из групп первой сумеет выполнить задание, т. е. добежит до щита, не делая пробежек, попадет в корзину и вернется обратно. При этом необходимо учесть, что количество пар или троек в обеих группах должно быть одинаково. Данное упражнение можно усложнить условием, при котором попасть в корзину должен не один игрок, а каждый из участвующих.

Передачу мяча с последующим броском в корзину нужно проводить в различных сочетаниях и под разным углом к щиту.
При обучении какой-либо комбинации правильнее пользоваться групповым методом. Когда же игроки совершенствуются в проведении той же комбинации, то это следует делать отдельно в каждой команде, а иногда и команду делить на части по 2—3 человека в зависимости от поставленной задачи. Для примера приводится групповое разучивание бокового заслона. Группа выстраивается, как показано на рис. 95. № 1 передает мяч № 6 и, выбегая, ставит для него боковой заслон. № 6 ведет мяч к щиту, делает бросок, затем, поймав мяч, передает его в колонну (№ 2), а сам, возвращаясь вдоль боковой линии, занимает место последнего в колонне. № 1 после постановки заслона занимает место № б, и упражнение начинается снова. При большой группе это упражнение можно проводить с двух сторон. На месте защитника постепенно должны побывать все занимающиеся.

Ту же комбинацию могут самостоятельно проводить игроки № 1, б и 7 и любая другая тройка одновременно в разных местах площадки.