Построение занятий

Характер учебно-тренировочного процесса с командами и количество занятий зависят главным образом от уровня подготовки игроков, количества и масштаба соревнований.

При обучении и в подготовительный период тренировки желательно проводить не менее трех занятий в неделю.

Перед каждым занятием должна быть поставлена определенная задача. Это не значит, что на каждом занятии должны разрешаться разные задачи. Большинство игровых комбинаций, и особенно выработка системы игры, требует многократных повторений, поэтому в ряде последовательных занятий одна и та же задача может повторяться. Кроме основной, общей, задачи, могут ставиться частные задачи перед отдельными игроками или звеньями команды.

Содержание занятия должно  соответствовать поставленной задаче и быть логическим продолжением предыдущего занятия. Такая методическая последовательность способствует лучшему усвоению материала.

Материал занятия должен быть доступен игрокам и располагаться с учетом постепенно повышающейся нагрузки. Особенно это важно при работе с начинающими.

При работе с новичками следует изучать каждый прием игры изолированно: передачу,  ведение, бросок и т. д. Для более опытных игроков необходимо давать комплексные упражнения, состоящие из двух-трех и более приемов, например: ведение с остановкой, поворотом и передачей или ловлю с обманным действием, ведением и броском и т. п.

При тренировке команд ряд занятий следует начинать сразу с повышенной нагрузкой. Это приучает игроков быстрее «входить» в игру, что так важно в соревнованиях.

В тех занятиях, где проводится только учебная игра, предварительно следует проделать разминку с целью разогревания организма занимающихся.

Если в начале подготовительного периода главное внимание обращается на физическую и техническую подготовку игроков, то со второй половины уже доминируют общекомандные моменты.

В основном периоде обычно проводится два занятия в неделю, причем содержание их различно. Первое занятие (после соревнования) отводится для разбора прошедшей встречи и личной тренировки игроков. Вопросам тактики уделяется меньше внимания. Зато на втором занятии основным является изучение тактики игры и командная сыгровка. Это занятие должно быть как бы подготовкой к предстоящей встрече. Тренер должен составлять конспект занятия. Материалом для конспекта в первую очередь служит программа. И как дополнительный источник — проведение очередных тренировок, а главным образом товарищеские или календарные встречи. В соревнованиях лучше всего выявляются недостатки, поэтому все, что игрокам не удается, следует включить в конспект предстоящей тренировки.

Тренеру необходимо учесть также и некоторые отличительные особенности тренировочной работы с командой. Если при обучении тренер активно участвует в проведении различных упражнений, то при тренировке целесообразней, чтобы тренер в основном наблюдал со стороны — это дает ему возможность лучше исправлять недостатки игроков.

Отбор команды. Успех соревнования в первую очередь зависит от состава команды, поэтому отбор игроков производится очень тщательно. Тренер должен детально изучить особенности каждого игрока: его технические навыки, умение правильно тактически строить игру, физические и морально-волевые качества. Только взвесив все эти факторы, следует остановиться на определенном составе. Лучшим способом пополнения команды является перевод игроков из младшей и юношеской команды в старшую. Такие игроки быстрее осваиваются и находят свое место в команде. Изменения в составе команды за счет пополнения ее новыми игроками лучше делать в подготовительном периоде. Тогда к началу сезона команда успеет сыграться.