Бросок в прыжке

Какой баскетболист не испытывает радости, когда его бросок достигает цели. Нет для него приятнее зрелища, чем мяч, проскальзывающий в сетку. Но как непросто этого добиться!

Я рассказал о проходе под щит противника. Но мой почерк баскетболиста больше характеризовался броском в прыжке со средних, реже с дальних дистанций. Чаще всего мне приходилось бросать с отклонением корпуса. Это не от хорошей жизни — нынче защитники опекают нападающих жестко, чуть промедлишь — атаку сорвут. А высокорослый попросту накроет «обыкновенный» бросок.

Как мне пригодилась впоследствии моя сибирская школа. В Томске я уже с 14 лет начал играть в компании студентов строительного, потом политехнического института, а в 16 уже ни в чем им не уступал. И неустанно шлифовал бросок. Вот тут-то пригодились тренировки по легкой атлетике и волейболу с его прыжками с отталкиванием двумя ногами, так развившие мои ноги, сделавшие мгновенным старт и, как называли его товарищи, «взрывным» прыжок на бросок.

Что требуется для успешного броска в прыжке? Быстрый последний перед прыжком так называемый стопорящий шаг (см. кинограмму, кадр 1). Чтобы увеличить упор и резче затормозить, стопорящую стопу надо ставить носком не вперед, а внутрь (кадр 2). Выпрыгнув, отклониться уже в полете назад подальше от опекуна, мяч выпустить из полностью распрямленной руки в высшей точке над головой, послав его в кольцо по крутой дуге (кадр 3).

Такова техника броска в прыжке

Требуется только опыт, чтобы, войдя с мячом в зону под щитом соперников и находясь в окружении обороняющихся, спокойно выполнить бросок по кольцу

Но, очевидно, будет интересней рассмотреть технику броска на конкретном примере. Да и все баскетбольные приемы только на тренировках можно выполнять изолированно друг от друга, в игре они составляют единую логическую цепь. Вот, на мой взгляд, характерный во всех отношениях эпизод завершения атаки в матче одного из чемпионатов страны ЦСКА — «Калев» (Таллин).

Уже на старте ко мне прикрепили невысокого, но самого резкого, высокотехничного игрока «Калева» Алексея Таммисте (потом на смену ему выходил Михкель Тике). Ситуация, зафиксированная на кинограмме, была довольно типичной для этого матча. Мой коллега Виктор Петраков ставил заслон, на который натыкался Таммисте. В славящейся обычно плотностью обороне «Калева» образовывалась брешь (кадр 1). Надо было успеть туда раньше соперников. Прикрывая локтем мяч, я проскакиваю между двумя эстонскими защитниками (кадр 2). Но тут на моем пути возникает их центровой Рашид Абельянов (кадр 3). Росточком он превосходит меня этак сантиметров на 12. Тут может выручить только тот самый мой «коронный». Я выпрыгиваю, отклоняя корпус назад, и по крутой траектории бросаю в кольцо мяч поверх поднятых рук Абельянова.

Не раз начиная атаки таким же путем, я нередко затем выбирал иное, комбинационное, продолжение. Неожиданным для соперников пасом выводил на заключительный бросок Петракова, который после заслона выходил на свободное место (см. кинограмму). Подобное взаимодействие баскетболисты называют «двойкой».

Впоследствии я пересмотрел свое отношение к броску с отклонением корпуса. В свое время при выборе способа броска я не имел достаточной информации. Обогатившись же ею, несколько изменил манеру броска, и в последние годы моих выступлений в большом баскетболе он выглядел так.

Прыжок вверх — строго вертикальный. Бросок следует (т. е. мяч выпускается из рук) в самой высшей точке прыжка раскрытой кистью полностью распрямившейся руки.

Сам прыжок должен быть как можно мощнее, но в воздухе баскетболисту необходимо расслабиться.

Плечи развернуты к корзине противника. Положение мяча на кисти такое же, как описано в следующей главе «Один на один с кольцом», т. е. как и при пробитии штрафных. Кстати, было бы идеальным, если б баскетболист добился абсолютного однообразия в выполнении бросков с игры и штрафных.

Основная ошибка, приводящая к промахам при бросках в прыжке, — неправильный выбор траектории броска. Частенько игрок посылает мяч по заниженной траектории. Нужна же всегда крутая.

На таком броске, повторяю, остановился я. Но это вовсе не значит, что в своих рекомендациях я решился бы исключить всякие иные способы. Выбор коронного, а значит наиболее надежного, броска очень важен для баскетболиста. И сделать этот выбор нужно как можно раньше.

Ведь любой игрок за матч владеет мячом какие-то считанные минуты, и весь набор технических средств просто не успевает применить. Овладеть этим набором, конечно же, нужно полностью, но в игре вы неизбежно встречаетесь с необходимостью выбора какого-то одного средства, одного приема. И если на этот выбор вам отпущены считанные мгновения, как это и бывает с броском, конечно же, лучше остановить выбор на своем коронном.

Значит, его-то и надо шлифовать в первую очередь. Каким ему быть — до этого вы и сами можете постепенно дойти, но лучше, если еще на самых ранних стадиях обучения поможет вам сделать выбор тренер.

В свое время очень популярными были броски с зависанием в прыжке в воздухе. Но, наталкиваясь на умеющих так же, если не лучше, прыгать и зависать опекунов, баскетболисты постепенно отказывались от этого способа. Хотя и сегодня на площадке может возникнуть ситуация, в которой можно обыграть опекуна, затянув прыжок.

Что же касается броска с отклонением, то при большом трудолюбии и многократном повторении его на тренировках он может приносить отличные результаты. Я дал только, если можно так выразиться, классические основы броска в прыжке, основное направление в его тренировке, к которому нужно подходить творчески.

О таких аксиомах, как выпускание мяча в высшей точке броска полностью распрямленной рукой, например, забывать не следует ни при одном способе броска.

До сих пор мы говорили о бросках со средних дистанций — основном оружии игроков задней линии. Видов и способов бросков существует еще множество. Скажем, как бросать из-под самого кольца — от щита или «чисто», чтобы мяч сразу проходил в корзину, — этому научат вас уже на первых уроках занятий с мячом. Здесь же мне бы хотелось вспомнить почти позабытый у нас бросок крюком. Некогда его великолепно выполняли игроки сборной СССР Александр Кандель, Виктор Зубков, Альберт Вальтин, Яак Липсо. Сегодня разве что Анатолий Мышкин нет-нет да и порадует этим приемом.

А позабытым он почему-то оказался только у нас. Баскетболисты известных зарубежных клубов с успехом применяют его и сейчас. Правда, иногда в несколько трансформированном виде — для обводки корпуса или рук опекуна. Нападающий мадридского «Реала» Диас демонстрировал нам этакий крюк сбоку. Но вот американец Абрамайтис из того же «Реала» имеет на вооружении классический крюк. Очень неплохо бы вспомнить об этом броске и нашим гигантам.

Наконец, о броске поверх поднятых рук защитников с любой дистанции. Этот способ выступает на сцену, когда тебе не удается, как мы говорим, чисто обыграть защитника. Он разгадал твои намерения и выпрыгивает одновременно с тобой, стараясь накрыть мяч в момент броска.

Главное, за счет чего вы сможете добиться цели даже при таком единоборстве — это более высокий, чем у вашего опекуна, прыжок и гораздо большая, чем обычно, высота траектории броска. А самое трудное — свести скорость выполнения броска до каких-то мгновений.

Помните о наиболее часто встречающихся ошибках при этом способе броска: не дергайте рукой, выпрямляйте ее полностью и непременно корректируйте полет выпущенного из рук мяча завершающим движением кисти. На тренировках такие броски нужно выполнять в игровом режиме. Нелишне вспомнить о них и на разминке перед матчем.

Кстати, о разминке. Образцом ее может служить разминка ЦСКА. Очень советую приходить на матчи этой команды пораньше — не пожалеете. Такой разминки больше ни у кого вы не увидите. Большинство команд относятся к этому элементу с прохладцей: выйдут игроки на площадку, станут «змейкой», дабы только побросать по кольцу.

Не то в ЦСКА. Тут все идет от желания оживить разминку, эмоционально насытить ее, что помогает снять игрокам посторонние, могущие помешать в игре факторы, скажем неважное настроение. Армейцы делают все, чтобы избавиться от монотонности разминки, внести в нее заряд бодрости. Тут и броски из-под щита, и борьба за отскоки после того, как мяч специально посылается в щит, и те самые броски поверх поднятых рук защитников. Тренеры даже задают домашние задания на тему «Как оживить следующую разминку?» Тут уж полная свобода творчества самих игроков. Лучшее принимается командой.