Внимание — пас!

А теперь, ребята, мне бы хотелось рассказать вам об элементах техники баскетбола.

Если попытаться провести опрос специалистов на тему «Какой элемент является в баскетболе самым главным?», можно услышать разнообразные ответы. Но главенствующим среди них будет: «Передача!» Да, именно передача, пас — основа основ баскетбола. Успех любой атаки зависит от хорошей, точной, вовремя сделанной передачи.

Но вот парадокс. Попросите специалистов, знатоков да просто любителей баскетбола назвать выдающихся снайперов и услышите в ответ множество имен. Умелых же мастеров передачи, остроумных пасующих можно счесть по пальцам.

Ведь что самое эмоциональное, а значит, и привлекательное в баскетболе? Бросок по кольцу, меткое попадание. Зачем в первую очередь приходит парнишка в зал? Он вам ответит не задумываясь: «Побросать, конечно».

Пасовать же — занятие скучное, будничное. Над ним сколько ни работай, все равно аплодисменты достаются в матче тому, кто забросил мяч, и только знатоки оценят искусство соавтора снайпера, давшего ему столь великолепный пас, каким был знаменитый «золотой» пас Ивана Едешко на Олимпиаде в Мюнхене.

Едешко уже не играет в сборной, а о нем как о виртуозе-пасующем до сих пор вспоминают и специалисты, и болельщики. Так же, как об Иване Лысове. А все почему? Тот же Лысов, так сказать, нутром, душой понимал важность и ценность паса в баскетболе. И сам без всяких принуждений, не считаясь со временем, отрабатывал передачу, пока довел ее, без преувеличения скажу, до совершенства.

Как тут не вспомнить и негра Лемана, и его партнеров из знаменитого «Гарлем Глобтроттерса». Леман мог передавать с одинаковой легкостью мяч и обеими, и одной рукой. Мяч как бы приклеивался к его великолепно развитой кисти. Его пасы следовали от головы и груди, с ходу и из статичного положения, с отскоком от пола и щита, он даже раскручивал мяч, словно пращу, скрывая этим направление передачи.

Надо сказать, что американские ребята приходят в баскетбол восьми лет от роду, а то и раньше. Техникой дриблинга, равно как и паса, и броска, они овладевают с первых же шагов на площадке, осваивают как раз то, что с таким совершенством демонстрировали нам не только профессионалы, но и любители: давать пас и левой и правой рукой, по любой траектории и с отражением от пола, легко и непринужденно ловить даже сильно посланные мячи.

После четырех-пяти лет таких каждодневных тренировок с мячом даже для парнишки, не блещущего способностями, все сложное в баскетболе становится простым. И, конечно, проблемы паса уже для них не существует.

Но баскетбольный цирк команды «Гарлем Глобтроттерс» — это уже история. А вот день сегодняшний. Великолепными мастерами паса показали себя на Московской олимпиаде диспетчеры сборных Югославии и Италии. Причем не только, скажем, маленький Славнич — давать пас входило попросту в его обязанности, — но и гигант Чосич, которому вроде бы должна отводиться совсем иная роль.

К нам приезжали и клубные команды. Замечу, кстати, не самые лучшие из элиты европейского баскетбола. Тем не менее в каждой из них находился искусный пасующий, который умело вел игру. Вспомним хотя бы Хуана Корбалана из мадридского «Реала». Как виртуозно раскидывал он мячи, диктуя свои условия на площадке: надо было — перепасовывался с партнерами до верного броска, увидел возможность — тут же выводил товарища в прорыв. Да и сам умудрился добыть 26 очков!

Пас в баскетболе — это не только средство быстрой доводки мяча на половину площадки противника, завязывания многоходовых комбинаций. Сегодня от паса требуется пусть и не новое, но очень важное качество — он должен быть голевым. В первую очередь это относится к передачам под щит своим центровым.

В прежние времена великанов в баскетболе было не так уж много. Под щитом они чувствовали себя хозяевами и почти беспрепятственно забрасывали мячи в кольцо. Теперь, когда каждого великана опекает игрок, не уступающий ему в росте, да опекает жестко, атаковать кольцо не так-то просто. Тут хорошую службу может сослужить прием, называемый в волейболе прострелом. В баскетболе он выглядит так.

Центровой или другой игрок с разбегу подпрыгивает (см, кинограмму, кадр 1), ловит переданный ему мяч в воздухе (кадр 2) и, не приземляясь, отправляет в кольцо (кадр 3). Очень важны для успеха такой вроде бы простой комбинации синхронность действий пасующего и забивающего, их сыгранность, а главное — точность и своевременность передачи.

Есть в нашем баскетболе такая наигранная связка Станислав Ерёмин и Анатолий Мышкин. В ЦСКА она частенько приносит успех. Удается она и в сборной страны, хотя тут от исполнителей требуется больше творчества, варьирования своей комбинации, иначе опытным противникам ее нетрудно и раскусить.

Предшественники по исполнению этой двухходовки у Ерёмина и Мышкина были: Минашвили и Схиерели в тбилисском «Динамо», Ковянов и Вапьтин в киевском «Строителе» и др. Но вот сейчас последователей у Ерёмина и Мышкина что-то не видно. Такие прострелы еще встречаются в игре московского «Динамо», но не как устоявшийся тактический элемент, а как отдельные эпизоды.

Как-то не сложилась пока у нас школа паса. Вот почему, ребята, в спортшколах и детских секциях вам сейчас нужно не столько биться над броском, а больше внимания уделять искусству передачи. И, что, может быть, еще важнее, надо самим понять необходимость овладения этим искусством, если вы хотите стать большими баскетболистами.

Поймав в прыжке мяч, можно, не опускаясь на площадку, переправить его в корзину

Комбинации в баскетболе развиваются в вихревом темпе, а значит, и передача должна занимать минимум времени. Вовсе не столько, сколько требуется, например, на передачу из-за головы. Да и мало сделать ее от груди, взяв мяч двумя руками. Куда лучше одной. Пусть снизу, сбоку, сверху, но одной и лучше с ходу, в движении, чтобы передача была острой, неожиданной и, разумеется, точной. Как добиться такого искусства?

После многих лет наблюдений я пришел к выводу, что большинство игроков не могут дать точную и своевременную передачу главным образом потому, что плохо владеют дриблингом без зрительного контроля. Как можно дать голевой пас в движении (а именно к этому должен стремиться баскетболист), если взгляд игрока прикован к мячу и он просто не замечает в это время открывающегося партнера?

Из известных мастеров баскетбола сегодняшнего дня только разве Станислав Ерёмин в совершенстве владеет искусством ведения мяча без зрительного контроля. Но и у него есть недостаток: он, как и многие наши игроки, делает передачу только после остановки. Прибежит разыгрывающий в зону противника, станет и раскидывает мяч влево-вправо. Это вчерашний день баскетбола. Нужно стремиться обострить игру более тонкими передачами и лучше вперед, чем по сторонам.

Известный вам Леман одинаково хорошо владел дриблингом правой и левой рукой, переводил мяч за спиной иногда по два-три раза, прежде чем сделать передачу, но всегда эта передача была острой, целенаправленной, неожиданной для соперника.

Как видите, даже к искусству больших мастеров следует подходить критически и, если что-то у них перенимать, делать это творчески. Отрабатывайте ведение мяча без зрительного контроля, но не забывайте и о передаче с ходу, в движении. Это, конечно, труднее, чем дать пас, стоя на месте, но что дается легко в обучении сложной технике баскетбола?

И еще один вывод можно сделать из сказанного: элементы баскетбола тесно связаны между собой — не освоишь как следует один, это повлечет за собой неминуемое отставание в другом. А о совершенствовании отдельных элементов, в том числе и такого важного, как передача мяча, можно говорить, только подняв на большую высоту общую технику игры.