Что надо знать об игре в нападении

Планируя игру в нападении, целесообразно придерживаться следующих важных принципов:
1.       Каждый игрок должен выполнять только надежные броски. Это, пожалуй, самый важный принцип игры в нападении, касающийся отдельного игрока. Бросок может выполняться из-под корзины или в прыжке со средней дистанции, но он никогда не должен быть случайным или поспешным. Партнеры должны находиться в позициях для добивания при всех бросках. Бросок выполняет игрок, находящийся в данный момент в самой удобной позиции для броска.

При правильном разыгрывании мяча и правильном передвижении игроков не нужно подсказывать игроку, когда он должен выполнять бросок. Если игрок выходит открытым из-за заслона и ему передают мяч в области возможного броска, мы говорим, что бросок «пришел к нему сам». Если игрок, проходящий из-за заслона, продолжает движение, увлекая переключившегося защитника, а постановщик заслона открыт и мяч передается ему в пределах б м от корзины, бросок «сам его нашел».

2.       Все системы нападения основываются на теории разности ошибок. Мяч всегда должен находиться в руках того игрока, у кого в данный момент наименьшая вероятность совершения ошибки. Например, один и тот же игрок в центре площадки должен владеть мячом при каждой попытке быстрого прорыва. Если же команда разыгрывает комбинацию позиционного нападения, то самому техничному игроку нужно владеть мячом до тех пор, пока комбинация не переходит в фазу непосредственного взятия корзины. Тогда он отдает мяч партнеру, имеющему возможность выполнить хороший бросок или передачу. Обычно игроки задней линии делают более длинные передачи, нападающие и центровые — более короткие.

Мы хотим, чтобы наш разыгрывающий игрок имел больше места для маневрирования без угрозы, что его могут атаковать два игрока противника. Поэтому мы применяем нападение в расстановке пирамидой, когда один игрок контролирует мяч до тех пор, пока атакующие и добивающие игроки не развернутся в выгодные позиции. Эта комбинация обычно требует только одной передачи для точного броска или, в крайнем случае, двух. Если игрок не выполнил бросок, к которому стремился, он должен вернуть мяч лучшему разыгрывающему, который затем начнет другую комбинацию той же системы игры.

3.       Лучшей защитой является владение мячом. Потеря мяча в нападении без выполнения броска — наиболее серьезная ошибка в баскетболе. Важно, чтобы команда выполняла надежный бросок каждый раз, когда она владеет мячом.

Нередко под процентов попадания имеют в виду цифру, которая получается от деления количества забитых мячей на количество выполненных бросков. Если команда делает шестьдесят бросков и забивает тридцать, то процент ее попадания равен пятидесяти. Однако истинной нормой является не процент попадания, а процент владения мячом. Он основывается на числе владений мячом, деленном на количество очков, которое набрала команда. При этом принимается во внимание количество случаев, когда команда теряла мяч в результате плохой передачи, разыгрывания спорного мяча или фола при игре в нападении.

4.       Игроки должны уметь играть без мяча и правильно определять ситуацию, требующую выхода к мячу на сторону мяча или со слабой стороны площадки. Важно также умение открываться для приема мяча — проходом в виде буквы V к корзине или от корзины, изменяя темп или направление движения. Каждый раз надо использовать преимущества открытой позиции и быть осторожным, чтобы никогда не перегружать область штрафного броска. Конечно, все игроки должны видеть мяч, знать сигналы, определяющие комбинации при игре в нападении, и понимать реакцию партнеров. Если игрок поставил заслон спиной к корзине или мячу, он должен, применить выход после поворота кругом, чтобы открыться для приема мяча. Самым главным является правильный расчет. Тренер должен разъяснить игрокам слабые стороны позиционной системы нападения, чтобы они могли обезопасить себя от ошибок.

5.       Каждый игрок должен знать свое умение поражать корзину и позицию, с которой он наиболее результативен. Кроме того, надо знать возможности и умения своих партнеров, чтобы выполнить передачу в нужный момент и в удобную позицию и задержать мяч, если слабые стороны партнера могут причинить ущерб команде.

Игрок, ожидающий передачу, должен отвлечь защитника в сторону, чтобы в момент получения мяча быть свободным и не спешить с броском. План игры обычно включает стандартные ситуации, создающие хорошие условия для бросков, и тренер должен указывать на благоприятные моменты для выполнения броска.

6.       Для каждого игрока очень важно видеть общую картину: расположение партнеров в нападении и размещение противника в защите. За исключением центрового в нижней зоне области штрафного броска, игроки должны быть обращены лицом к корзине и к большей части игровой площадки при приеме передачи. Поэтому не следует передавать мяч игроку, двигающемуся от корзины, если это не диктуется необходимостью сохранить владение мячом. Игрок, получающий передачу в положении спиной к корзине, должен немедленно сделать поворот к ней.

7.       Одна из обязанностей нападающих — контроль расстановки противника в защите. Это и командная и индивидуальная функция. Каждый игрок должен контролировать положение опекающего его защитника, чтобы предугадать его действия и отвлечь от острия атаки или использовать его слабые стороны. Основной принцип игры в нападении состоит в том, что действия защитника подсказывают нападающему, что ему нужно делать. Чтобы контролировать положение защитника, нападающий должен знать, как тот играет. Если защита играет зоной, каждый нападающий должен контролировать игрока, в зоне которого он находится, все время связывая защитника своими движениями. Если противник, опекающий лично, является хорошим игроком, лучше всего держать его как можно дальше от мяча, выводя его на разгруженную сторону площадки или выполняя проходы из-за партнера вдали от мяча.

8.       Команды должны стремиться исключать ошибки и никогда не форсировать игру. Исключение ошибок означает постоянное и надежное укрывание мяча. Владея мячом, Никогда не надо рисковать и торопиться с передачей или броском. Однако многие склонны делать это по нескольким причинам. Во-первых, они принимают вызов сильного противника. Во-вторых, хотят, чтобы первая атака закончилась взятием корзины. (В большинстве случаев это невозможно, и не следует торопиться с броском, если он «не приходит сам» с первой передачи.) В-третьих, пытаются исправить ошибку, стараясь немедленно добиться успеха (игроки, выполнившие неточную передачу, склонны следовать за мячом в попытке отобрать его, вместо того чтобы возвращаться назад). В-четвертых, игрок может совершить грубую ошибку, которая заканчивается легким взятием его корзины, а затем пытаться немедленно ее исправить, стремясь лично поразить корзину поспешным или навязанным броском.

Обычно лучшим способом исправления ошибки является разумная реакция. Например, если противник перехватил мяч и прорывается к корзине, игрок немедленно должен возвратиться в защиту, сохраняя хорошую защитную позицию. Даже если противник забивает мяч, то и в этом случае игрок, совершивший ошибку, следует за мячом и немедленно вводит его в игру. При этом есть шанс быстро забросить мяч и компенсировать ошибку, поскольку противник ослабил свою защиту быстрым прорывом к корзине.

9.       Нападение должно быть гибким, постоянно меняющим построение в ходе атаки. Важно при этом моментально приспособиться к любому стилю защиты, вводя элементы индивидуальной игры или произвольного нападения.

10.     Нападение должно  быть согласованным; постоянное передвижение игроков должно быть координированным. Возможности для взятия корзины со стороны мяча и на дальней от мяча стороне площадки нужно всячески разнообразить. Чтобы быть уверенным, что он будет в нужной части площадки в нужный момент, игрок должен применять остановки, стартовые рывки, изменение темпа и направления движения. Согласование требует точных шагов в определенном направлении от каждого игрока, особенно от тех, кто находится на острие атаки.

11.     Нападение должно уметь приспосабливаться к любой защите. Например, низкорослая команда может вывести одного из игроков для игры один против одного с высокорослым защитником; быстрая команда должна ускорять игру против медленного Противника; высокой команде лучше играть на больших игроков.

Если противник хорошо играет в нападении, сконцентрируйте его внимание на защите: это может снизить его активность в нападении или плохо на него подействует при игре в защите. Важность перехода от защиты к нападению чрезвычайно велика. Выкрик слова «мяч» показывает, что команда владеет мячом и что члены команды должны немедленно занимать лучшие атакующие позиции.