История возникновения баскетбола

Всех, у кого есть свободное время, приглашаю в путешествие. Мы отправимся в путь сразу же после того, как закончится это вступление. Корабль наш создан не по последнему слову техники: на нем путешествовали и много веков назад. Но он не устарел, да и не устареет никогда, ибо для подобных путешествий нет корабля более удобного, нежели фантазия.

Чтобы нам никто не мешал и мы никому не мешали, каждый из нас превращается в человека-невидимку. Путешествие будет коротким: мы вернемся обратно раньше, чем кончится очерк. Так что не берите с собой ничего, кроме любопытства, без которого всякое путешествие — не путешествие.

Отыщите-ка на карте США Массачусетс, один из самых восточных штатов страны. В этом маленьком штате есть маленький городок Спрингфилд. Вот в спрингфилдский колледж мы и должны поспеть к 1891 году.

Первый же человек, попавшийся нам на глаза, как раз тот, кого мы ищем, — Джеймс Нейсмит. Преподавателя анатомии мы встречаем в тот момент, когда он, смущенный и озабоченный, рассеянно бредет из директорского кабинета.

Давным-давно на Британских островах появилась игра по названию «регби». Регби, как и другое детище Англии — футбол, недостатка в поклонниках никогда не испытывало. Ему был оказан теплый прием во многих странах мира. И всем оно нравилось таким, каким придумали его англичане.

Всем, за исключением американцев. Те сочли регби зрелищем слишком скучным. Они занялись его переделкой, после окончания которой игра не показалась бы пресной даже тем из древних римлян, которые коротали свой досуг на боях гладиаторов. Так регби, которое всюду оставалось регби, попав в США, стало американским футболом. Изменилось не только название: американский футбол похож на регби не больше, чем драка на бокс. Это игра, в которой превыше всего ценится грубая сила, игра, ни один матч которой не обходится без тяжелых травм и увечий.

Но американский футбол не зря называют американским: в США он очень популярен. Особенно среди студентов. Редкий колледж не имеет своей футбольной команды.

Один из таких редких колледжей — спрингфилдский. Не подумайте, что причиной тому желание директора уберечь своих питомцев от игры, которая калечит тела спортсменов и души зрителей. Просто в распоряжении спрингфилдского колледжа небольшой участок земли, а размеры поля у американского футбола так же велики, как и у его европейского тезки.

Что же делать? Как быть? Эти вопросы не давали директору покоя. И наконец он нашел легкий — так, по крайней мере, казалось ему — выход из положения. Как раз за час до нашего приезда в Спрингфилд он пригласил Джеймса Нейсмита и...

...Впрочем, вы, наверное, уже догадались, зачем директор вызывал Нейсмита. Совершенно верно: он попросил преподавателя изобрести новую игру. И стоит ли удивляться тому, что Нейсмит был невесел? Ведь одним из условий было следующее: новая игра должна конкурировать с американским футболом!

Принято первое решение: яблоком раздора в игре будет мяч. Но что это? Нейсмит хмурится, напряженно думает... Что же печалит его? A-а... Оказывается, и без того сложная задачу усложнена тем, что единственное место, где может разместиться площадка для игры, небольшой по своим размерам — 26 метров в длину, 14 в ширину — гимнастический зал. С одной стороны, это, конечно, очень хорошо, ибо ни ветер, ни дождь, ни солнце не будут мешать спортсменам и зрителям. Но Нейсмит, разумеется, думает сейчас не о том, какие блага сулит его игре крыша над головой, а о том, как втиснуть эту игру в крохотный зал.

Мы внимательнейшим образом следим за ходом мысли Нейсмита. Если есть мяч, то должны, видимо, быть и ворота: куда же еще забивать голы? Ворота... Х-мм... Где же их поставить в маленьком зале? Куда ни поставь, а первый же игрок, которому достанется мяч, будет тотчас же атаковать: 26 метров — дистанция не бог весть какая большая. Вот и будет мяч летать от одних ворот до других...

Ну, а если ворота подвесить к потолку? Да нет, чепуха какая-то: вратаря-то к потолку не подвесишь, а ворота без вратаря все равно что арифметика без цифр. А может, и не чепуха... Да-да, без вратаря! Это идея! Но чтобы голов было немного, ворота сделают маленькие. Маленькие? Но если ворота сделать маленькими, около них постоянно будет дежурить игрок. И как ты его ни назови, этого игрока, он все равно будет самым что ни на есть обыкновенным вратарем. Запретить прикасаться к мячу руками? Этим ничего не добьешься: маленькие ворота и без рук защитишь... Ну, а если подвесить к потолку маленькие ворота и играть без вратарей? О, здесь, кажется, что-то есть!

Спать Нейсмит ложится далеко за полночь.

...Только что закончился матч команд двух колледжей — спрингфилдского и чикагского. Довольны и гости, хотя они и проиграли, и хозяева, и зрители. Нейсмит только и успевает принимать поздравления. «Вы знаете, — говорит ему кто-то, — это почти так же интересно, как американский футбол!» К Нейсмиту подходит директор колледжа: «Я же говорил, что придумать игру нетрудно. Кстати, как она называется?» Нейсмит хочет ответить, но никак не может вспомнить, каким именем нарек он свое детище. «Ай-ай-яй, — хохочет директор, — игру придумали, а название ей дать забыли!»

Просыпается Нейсмит чуть свет и, наскоро позавтракав, идет в гимнастический зал. Хорошего настроения как не бывало.

В зале Нейсмиту попались на глаза забытые кем-то корзинки из-под персиков. В сердцах он схватил одну из них и вдруг остановился. Чем не ворота? Кто сказал, что ворота обязательно должны быть прямоугольными или квадратными? Подвесить ее к потолку так, чтобы дно упиралось в стену, и повыше, чтобы нельзя было дотянуться.

Да, но мяч, влетев в такие ворота, тотчас оттуда вывалится. Другой раз после сильного удара не успеешь и увидеть, был гол или нет. Ну тогда прикрепим корзину так, чтобы дно было параллельно полу и потолку. Но ногой-то его туда не забьешь: корзина чуть-чуть шире мяча. Ну что ж, значит, играть надо руками.

Но так ли это трудно — с мячом в руках пробежать 26 метров?.. Нет, надо как-нибудь затормозить передвижение игроков. Идея! Пусть они бегают, но только без мяча! С мячом в руках — ни шагу, получил мяч — отдай его партнеру либо бросай в корзину!

Страницы: 1 2 3 4