Позиционное нападение

К системам позиционного нападения относятся: нападение «центром»; «двумя центрами»; «непрерывным заслоном»; свободное нападение.

Системы постепенного нападения отличаются друг от друга распределением функций между игроками и различной их расстановкой.

В этих системах успех атаки всегда зависит от предварительной подготовки.

Все действия, предшествующие атаке,— расстановку, маневры игроков, передачи можно рассматривать как ее подготовку, которая обязательна, если противник полностью занял оборону. Осуществляется подготовка коллективными и индивидуальными действиями игроков. Длительность ее зависит от качества защиты противника. Чем опытнее противник, тем больше требуется времени на подготовку, тем активнее должны действовать нападающие. Часто замысел подготовки бывает разгадан противником, и атака не удается. Тогда требуется вновь начать подготовку, а иногда многократно повторить ее, прежде чем попытаться закончить предварительные действия атакой или броском в корзину.

Если атакующий игрок неожиданно оказался в положении, не обеспечивающем успеха, он должен отказаться продолжать атаку и передать мяч назад, чтобы начать новую подготовку. Чем искуснее игроки противника владеют техникой и чем они опытнее, тем труднее бороться с ними, тем кропотливее должна быть подготовка, тем больше нужно сил, инициативы, взаимопонимания и взаимопомощи.

Стремление произвести бросок после одной-двух передач или атаковать корзину из невыгодного положения следует считать грубой ошибкой, происходящей от недооценки значения подготовки к атаке, от невыдержанности игроков, теряющих самообладание из-за спортивного азарта или не умеющих правильно оценивать обстановку. Команда, правильно понимающая задачи постепенного нападения, должна считать обязательной подготовку, обеспечивающую успех атаки и броска в корзину.

Нет ошибки в том, если команда начинает подготовку к атаке несколько раз. Это говорит о стойкости и зрелости команды.

Подготовка к атаке корзины заключается в том, что игроки нападающей команды, быстро перемещаясь, точными передачами, заслонами и т. п. вынуждают противника все время перегруппировываться, что может привести его к ошибкам, дезорганизовать его защиту, а в этом и заключается цель подготовки. Ошибки противника нападающая команда и использует для прохода под щит или броска в корзину с средней или дальней дистанции.

Игроки нападающей команды, готовя атаку, не должны только ожидать, Когда противник сделает ошибку, а коллективными и индивидуальными действиями вызывать его на эти ошибки, чтобы создать дополнительные возможности перейти от подготовки к самой атаке.

Но задача подготовки не только дезорганизовать защиту противника, но и заставить его рассредоточиться и защищать больший участок площадки.

Чем больше площадь, защищаемая игроками противника, тем больше расстояние между ними. Это создает нападающим благоприятные условия, чтобы выйти на удобное место для броска в корзину.

Если нападающие и защищающиеся скучены на сравнительно небольшом участке площадки вблизи от щита, то это сильно затрудняет игру нападающих и облегчает защиту. Чтобы рассредоточить игроков противника, нападающие должны постоянно угрожать броском в корзину и с близкого и с далекого расстояний и сохранять расстановку в принятой для атаки системе. Для того, чтобы постепенное нападение было активным и успешным, необходимо подготовку проводить в быстром темпе, сочетая коллективные и индивидуальные действия и личное творчество игроков с тем, чтобы в нужный момент использовать создавшуюся благоприятную обстановку. Попытки преодолеть защиту противника медленными передачами или другими медленными действиями игроков делают игру пассивной, сводят на нет творческую инициативу отдельных игроков.

Роль творческой инициативы каждого игрока в системах постепенного нападения трудно переоценить. Смелое единоборство с игроками противника и решительное обострение игры в момент неожиданно обнаруженной ошибки противника, стремление чаще находить возможность атаковать — совершенно обязательные требования к каждому игроку нападающей команды.