Упражнения в бросках

Большая часть баскетбольных упражнений так или иначе включает броски в корзину. Во всех упражнениях в бросках нужно менять сторону площадки, с которой выполняется бросок.

Основное упражнение в бросках в движении (рис. 1). Команда разбивается на две колонны по восемь игроков в каждой. Первые два игрока в левой колонне владеют мячами. Игрок 1 ведет мяч к корзине, а игрок 9, в правой колонне начинает движение к корзине одновременно с ним. Игрок 1 передает мяч партнеру 9 с отскоком от пола. Приняв передачу, партнер отталкивается вверх и выполняет бросок правой рукой в движении. Игрок 1 овладевает мячом после броска и передает его игроку 9, который ведет мяч за боковой линией, передавая его игроку 3. Игрок 1 уходит в правую колонну.

Затем упражнение продолжается. Игрок 2 ведет мяч к корзине и передает его игроку 10 и т. д. Следует часто меняться сторонами, чтобы выполнять броски с обеих сторон площадки и с середины. Это упражнение могут, ежедневно выполнять игроки любого уровня в качестве основного разминочного упражнения и основного упражнения в бросках одной рукой в движении. Его также можно использовать как предигровое разминочное упражнение. Надо следить за тем, чтобы бросок выполнялся правильно. Игрок должен сделать два шага с мячом перед выполнением броска, оттолкнуться ногой, разноименной с бросающей рукой, сделать маховое движение вверх коленом одноименной ноги, выпрыгнуть высоко вверх и вынести мяч вверх двумя руками. Он должен смотреть на цель из-за правой руки, перед выпуском мяча опустить левую руку и приземлиться в хорошей позиции для добивания.

Нападающий может изменять способ броска, держа ладонь правой руки обращенной к лицу или держать мяч двумя руками. Взгляд должен быть все время направлен на цель.

Бросок в движении с сопротивлением (рис. 2). Построение такое же, как в предыдущем упражнении, только теперь игрок, передающий мяч, оказывает сопротивление снайперу, чтобы тот привык выполнять броски в игровых условиях, когда защитник двигается к нему. Это хорошее предигровое разминочное упражнение.

Игрок 1 ведет мяч и передает его игроку 9, который начинает движение к корзине одновременно с игроком 1. Передача должна пройти точно поперек области штрафного броска к игроку 9. Когда этот игрок начинает выполнять бросок одной рукой в движении, игрок 1 оказывает ему сопротивление. Он не обязательно блокирует бросок, он должен заставить игрока 9 укрывать мяч перед броском. Игрок 1 подбирает мяч после броска, передает его игроку 9, который выводит мяч в левую часть площадки и передает игроку 3. Игроки меняются колоннами.

Бросок в прыжке со средней дистанции с сопротивлением (рис. 3). Построение такое же, как на рис. 1. Игрок 1 вводит мяч в круг области штрафного броска. Игрок 9 выходит к лицевой линии на расстоянии 4—5 м от корзины. Игрок 1 передает мяч игроку 9 и следует за своей передачей, оказывая сопротивление игроку 9, который может выполнить бросок или предварительно сделать финт на бросок, а затем бросать. Оба баскетболиста борются за мяч при отскоке, причем игрок 1 пытается удержать хорошую защитную позицию, а соперник — добить мяч, если тот не попал в корзину. Затем игрок 9 передает мяч игроку 3, стоящему в колонне. Игроки 2 и 10 продолжают упражнение после того, как предыдущая пара освободит область корзины. Занимающиеся должны выполнять броски со средней дистанции, меняя позиции. Нападающие всегда следуют к корзине за броском, так как они лучше всех чувствуют направление отскока мяча, защитники совершенствуют навыки отблокирования. После каждого броска игроки меняются сторонами площадки.

Упражнение в бросках «Двадцать одно» (рис. 4). Это эмоциональное, соревновательное упражнение — одно из самых старых. Оно полезно баскетболистам любого уровня подготовленности и часто применяется перед сезоном во время игр и после окончания сезона. Это упражнение — прекрасное средство общей подготовки, поскольку включает постоянное движение.

По два игрока располагаются с двух сторон корзины на расстоянии 5,5 м от нее. Игроки 1 и 2 противодействуют игрокам 3 и 4. Игроки 1 и 3 имеют по мячу. Игрок 1 выполняет бросок, следует за мячом и передает его партнеру 2. Игрок 3 делает то же самое, передавая мяч партнеру 4. Каждый игрок, в свою очередь, бросает и подбирает мяч. За удачный бросок дается одно очко. Команда, первой набравшая 21 очко, оказывается победителем.

Проигравшие могут быть наказаны. Одно из наказаний, которые мы любим использовать, состоит в том, что проигравшие становятся на середине площадки спиной к победителям и наклоняются вперед. Победителям дается две попытки попасть мячом по ягодицам проигравших.

Бросок в прыжке с последующим движением к щиту (рис. 5). Команда делится на две или три колонны. Обычно низкорослые баскетболисты выставляются против высокорослых для повышения эмоциональности соревнований. Игроков можно также разделить согласно амплуа, чтобы нападающие, центровые и защитники оказались в разных группах, или первую команду можно выставить против второй и третьей. Игроки выполняют бросок в прыжке, подбирают мяч и передают его назад следующему игроку в колонне. Все игроки должны бросать с одной из трех точек на каждой из сторон площадки (см. рисунок). Обычно команды играют, пока одна из них не наберет 15 очков, и опять же проигравшие могут понести наказание.

      

Передача — заслон — бросок (рис. 6). Это предигровое разминочное упражнение похоже на те, что мы используем для совершенствования постановки заслонов и проходов. Игроки образуют четыре колонны, по две на каждой стороне площадки. По четыре игрока становятся на продолжениях линии штрафного броска и по четыре — на продолжениях боковых линий области штрафного броска. У первых двух игроков в колоннах на продолжениях боковых линий области штрафного броска по мячу. Игрок 5 в левой колонне передает мяч игроку 1 и ставит для него заслон. Игрок 1 делает один или два удара мячом в пол и выполняет бросок в прыжке (передача — заслон — бросок). Игрок 5 подбирает мяч и передает его игроку 1, который выходит на другую сторону площадки, где передает мяч игроку 15. Баскетболисты переходят в другую колонну после каждого броска. Игрок 13 передает мяч игроку 9 и ставит для него заслон. Игрок 9 выполняет бросок в прыжке. Игрок 13 подбирает мяч на щите и передает его игроку 9, который уходит на другую сторону площадки. Затем следует передача игроку 7 и т. д.

Навесная передача и бросок (рис. 7). Бросок после приема навесной передачи может быть выполнен в двух ситуациях. Первая показана на левой стороне площадки. Защитник 1 находится между двумя нападающими — центровым 1 и его партнером 4. Игрок 4 отрабатывает навесную передачу центровому 1, который выполняет бросок. Это хорошее упражнение для совершенствования согласованных действий, когда игрок должен выполнить навесную передачу партнеру, опекаемому в нижней или средней зонах области штрафного броска. Вторая ситуация показана на правой стороне площадки. Центровой игрок 2 находится в нижней зоне области штрафного броска на разгруженной стороне площадки. Его опекает защитник 2. В тот момент, когда центровой начинает движение в верхнюю зону области штрафного броска, защитник пытается опередить его. Меняя направление движения, центровой двигается к корзине для приема навесной передачи от партнера 3 и выполнения броска.

Упражнение полезно выполнять как перед началом сезона, так и в период соревнований.

Упражнение в добивании мяча (рис. 8). Выполняется в парах для совершенствования добивания мяча при отскоке от щита или кольца. Каждый игрок добивает мяч с обеих сторон корзины и прямо перед ней. Один из игроков направляет мяч так, чтобы он попал в щит или обруч и отскочил от него. Его партнер на другой стороне площадки добивает отскочивший мяч. Игрок должен предварительно ударить мяч в щит один, два или три раза, прежде чем направить его на другую сторону, разнообразя количество попыток, чтобы его партнер каждый раз правильно рассчитывал прыжок. Игроки часто меняются местами.

Тренеры наблюдают за правильным выполнением добивания. Игрок должен держать обе руки на высоте плеч, и в тот момент, когда он начинает прыгать вверх за мячом, руки и кисти должны подниматься вверх с локтями, согнутыми под прямым углом. Ладонь добивающей руки должна быть обращена к мячу, а пальцы свободно расставлены. Добивать мяч следует в высшей точке прыжка. Добивающее движение является продолжением прыжка, а пальцы руки контролируют мяч очень короткое время. После приема мяча на руку добивающее движение кисти и пальцев должно быть достаточно сильным, чтобы точно послать мяч. Обхватывание мяча пальцами необходимо для полного контроля мяча.

Мы выполняем это упражнение с близкого от корзины расстояния, чтобы игроки добивали мяч почти наверняка. Мяч, отскочивший на расстояние полутоpa метров от корзины, уже нельзя добивать. Его нужно ловить двумя руками. При добивании обе руки находятся вверху. Если игрок неправильно рассчитывает прыжок, есть шанс, что он хотя бы частично сможет контролировать мяч свободной рукой. Поднятые вверх руки исключают возможность получения фола в результате движений свободной руки.

Вариант добивания мяча (рис. 9). Расположите полотенца (или стулья) перед добивающим игроком в трех местах — слева от корзины, справа и перед корзиной. Поставьте условие, чтобы добивающий стоял позади полотенец до начала выполнения добивания. В упражнении применяется та же техника, что и в предыдущем. Полотенца находятся на полу, чтобы можно было маневрировать вокруг них перед выполнением добивания. Игрок, добивающий мяч, не должен двигаться, пока его партнер не выпустит мяч. Затем он должен сделать финт в одном направлении и выйти в противоположном, как бы избегая оттеснения защитником.