Ихтиандр трубит в рог

Он шел по этажам и коридорам, заглядывал в бесконечные павильоны, отыскивая комнату с надписью «Человек-амфибия», когда кто-то его окликнул:
—       Иванов! Толя! Ты какими судьбами здесь?
Перед ним стоял высокий худощавый юноша с яркими голубыми глазами. Коренев! Володя Коренев, хорошо знакомый со школьных лет в Таллине. Правда, в школе в то время между ними особой; дружбы не было.

Коренев учился в другом классе, увлекался театром, а не спортом, но знали они друг друга хорошо.
—       Пригласили, Володя, в труппу «Человек-амфибия».
—       Так ведь и я там, пробуюсь на роль Ихтиандра.
—       Вот это да!

На роль Ихтиандра пробовалось несколько актеров, так же как, кстати сказать, и на роль дублера Ихтиандра. И вот что примечательно: когда перед режиссером Чеботаревым предстали оба юноши — Владимир и Анатолий — он поразился их внешнему сходству. Примерно одного роста, худощавые и даже глаза почти одинакового цвета.

Больше того, когда художник нарисовал портреты обоих, это сходство стало очевидным для всех.

Толины пробы состоялись в бассейне института имени Лесгафта. Снимались кадры под водой — ныряние. Чемпион СССР по плаванию Кузьмин плыл превосходно, но чрезмерно, подчеркнуто спортивно; Ефремов — аквалангист — несколько тяжеловато и угловато; а вот у Иванова получалось что-то среднее — легко, элегантно, пластично, словно сама природа участвовала в обучении пловца плаванию под водой.

И принят был Иванов.

Из артистов, пробовавшихся на роль Ихтиандра, выбор пал на Коренева. Так товарищи по таллинской школе стали ихтиандрами будущей картины.

Комната на Ленфильме с надписью «к/к «Человек-амфибия» напоминала скорее не кинематографический объект, а водолазный класс. Диаграммы, плакаты, карты глубин, водолазные шлемы и скафандры, схема акваланга... И разговоры в эти дни в основном велись о том, как снимать эту необычную картину под водой.

Всем членам коллектива, участвовавшим в съемках фильма, было поставлено обязательное условие: научиться плавать с аквалангом. Обучали Кебкало и Стукалов, как обычно учат подводных пловцов. Сначала теория, затем практика в бассейне и, наконец, на открытой воде в Озерках. Со всей подобающей в этих случаях осторожностью, тщательной страховкой под водой.

Не меньшее беспокойство, чем обучение плаванию под водой, доставляла труппе техническая сторона необычных съемок. Как добиться, чтобы в самый ответственный момент съемок в руках осветителей, спускавшихся с аквалангом на дно бассейна, не лопались аккумуляторные лампы? Как установить бутафорию  — экзотические растения южных стран, чтобы они вдруг не всплыли от набежавшей волны? Какие выбрать цвета, чтобы они были естественны на пленке (вода изменяет цвет)? Как забоксировать киноаппарат, чтобы он был невесом под водой и в то же время устойчив в руках оператора (бокс рассчитали по весу киноаппарата, снабдили стабилизирующими крыльями и ручками управления, выведенными наружу через водонепроницаемые сальники)?

Эти и многие другие технические вопросы необходимо было решить, прежде чем выезжать в экспедицию.

Не терял времени даром и Анатолий Иванов. В ластах он нырял и плавал хорошо, овладел аквалангом и не раз уже спускался под воду в пригородных озерах. Правда, впервые попробовав проплыть с компасом и лагом по прямой, потерял ориентировку и всплыл, совершив почти полный круг под водой, в том месте, откуда... взял старт. Что же, бывает и такое на первых порах. Но справедливости ради скажем, что к концу лета этого года он, овладев подводным ориентированием, не только принял участие в городских соревнованиях, но даже стал чемпионом Ленинграда.

В марте 1961 года съемочная группа, преодолев все трудности первого этапа подготовки, выехала в Баку.

Страницы: 1 2 3 4 5 6