Ихтиандр трубит в рог

Город у моря. Столица Азербайджана. Административный, промышленный и культурный центр республики. Всемирно знаменит добычей каспийской нефти. В почти заново отстроенном за годы советских пятилеток городе тем не менее имелось немало уголков для натурных съемок «города где-то в Южной Америке». К тому же художники-кинематографисты помогли «воссоздать» тесноту грязных улочек, невзрачные хижины бедняков, лавки, кабачки, магазины. Снимались эпизоды с Ихтиандром.

Здесь же были отсняты и первые кадры под водой. Эпизод с акулой. В бассейне, уровень воды в котором был поднят так, что она выливалась из него через край, плыла Гуттиэре (Анастасия Вертинская), «упавшая нечаянно в море с борта шхуны своекорыстного и жестокого Зуриты». И тут к ней устремлялась «акула». Ее хвостовой плавник появлялся то с одной, то с другой стороны рядом с насмерть перепуганной девушкой.

Затем следовал удар хвоста «акулы», и оглушенная героиня опускалась без сознания на дно...

В эпизоде участвовали аквалангисты. На небольшой глубине они поднимали из воды макеты акульего хвоста, и Анатолий Иванов наносил удар «хвостовым плавником» (он был на его ногах).

А в это время на Черном море шли поиски натуры для сложных подводных съемок. На моторной шлюпке кинематографисты отмеряли милю за милей от Севастополя до Феодосии, осматривая берег и скалы под водой, где бы можно было «поместить» подводный дом Сальватора и «выход» из него в пещеру и море Ихтиандра. От удачного выбора зависела достоверность картины и успех подводных съемок.

Скал, гротов, пещер в этой части Крыма много. Но выбрать из множества единственную, разумеется, не просто.

И такую пещеру нашли — в Голубой бухте, под Севастополем, по соседству с бухтой Казачьей. Там же решили построить подводный кинематографический павильон. А в бухте Ласпи, что у Байдарских ворот — кстати, излюбленном месте плавания подводников, где в свое время был установлен первый в нашей стране подводный дом «Ихтиандр» донецких аквалангистов, снимать эпизоды со шхуной Зуриты.

Отыскалась и шхуна — старый парусник, еще достаточно уверенно державшийся на воде. Сюда и перебралась труппа после окончания съемок в Баку.

...В бухте снимали Ихтиандра в море. Он плыл, то исчезая, то вновь появляясь на поверхности. Властелин моря. Здесь его дом, его царство. Одет он был в серебристый костюм (его изготовили, наклеив пластинки из кинематографической ленты на черный материал). Уверенный в своих силах, радуясь жизни, он доставал рог, изготовленный из морской раковины, и призывные звуки разносились над водой...

Этот эпизод снимали с дублями. Иванов должен был вновь и вновь плыть способом «дельфин» мимо кинокамеры, а, доплыв до каменной глыбы под водой, подняться на нее, достать свой рог и огласить море торжественными звуками.

Здесь же отсняли эпизод встречи Зуриты и Сальватора. Завидев в море катер ученого, Зурита приказывает привязать Ихтиандра к якорю и спустить его вместе с якорем на дно моря. И снова — дубли. Во время одного из них якорь-цепь стала разматываться с недопустимой скоростью, веревка запуталась, и дублер Ихтиандра никак не мог освободиться от якоря под водой. К нему на помощь поспешил Рэм Стукалов. Помог отвязаться. Передал акваланг, в который включился Иванов, чувствуя, что находится, как говорится, на пределе задержки дыхания.

Однако главные съемки под водой были еще впереди.

В Голубой бухте за короткий срок была создана под водой студия. Местные рыбаки помогли связать длинные опорные столбы — гундеры. Их устанавливали в море, предварительно привязав к ним тяжелые камни. Между ними протянули стальные тросы. Каркас затем обтянули рыбацкими сетями. Вот и отвоевана у моря часть водной территории, способная противостоять течениям, волнам, шторму. А в подводном павильоне «выросли» яркие экзотические растения — подводный «лес» тропических морей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6