Ихтиандр трубит в рог

Бутафоры и аквалангисты отлично справились со своими задачами. Можно снимать.

Вот опускается на дно (помните, оглушительный удар «акулы» в Баку?) Гуттиэре. Глубина небольшая — всего три метра. Но и она не сразу «покоряется». Гуттиэре должна опускаться плавно, а для этого нужно использовать грузы. Съемка длится секунды, но дубли отнимают время. Актриса вновь и вновь опускается на дно бездыханная... Следует сигнал, и Вертинская устремляется на поверхность. За несколько месяцев съемок она хорошо освоилась с глубиной, аквалангом, плаванием и обходится без дублера.

Теперь снимается следующий по сценарию кадр — к Гуттиэре устремляется Ихтиандр. Вертинская с аквалангом под водой. По сигналу оператора Разовского, изготовившегося к съемке, она отключается от акваланга и замирает на дне. Оставив в свою очередь акваланг, к ней плывет Иванов. Осторожно берет ее на руки и плывет с ней на поверхность моря.

...Танец под водой Ихтиандра и Гуттиэре. Тот танец, о котором мечтает Ихтиандр, видит в своем воображении. Но в фильме он должен быть исполнен реально. И вот Анатолий Иванов и Анастасия Вертинская, отключившись от аквалангов, плывут под водой вместе, кругами, поднимаясь все выше и выше с глубины, освещенные проникающими сквозь толщу воды лучами солнца и светом электроламп осветителей с аквалангами.

Стрекочет киноаппарат в руках оператора. Движутся в кадре фигуры пловцов, колышутся водоросли... Это — один из самых ярких и впечатляющих эпизодов фильма.

Но особенно сложно оказалось снять «бой» с акулой. Прежде всего нужно было отловить подлинную акулу. Черноморские катраны — небольшие по размеру, а в фильме они должны выглядеть грозными, крупными хищниками. Однако «преодолеть» размер несложно: можно поместить акулу близко к кинокамере, а артистов — подальше, и тогда при съемке масштабы поменяются.

Оказалось, что трудней отловленных рыбаками по специальной просьбе кинематографистов катранов заставить... двигаться. Помещенные у аппарата, они вели себя как неживые. Возможно, свет ламп-фар слепил их, а может быть, еще что-то мешало, но они не хотели «подыграть» кинематографистам.

Эпизод повторялся несколько раз. Становились на свои места осветители с лампами-фарами. Подготавливались операторы с камерами. В лодке ждал сигнала Анатолий Иванов. Он с аквалангом должен был броситься в воду, затем, оставив акваланг (ведь он — человек-рыба!), устремиться с ножом к акуле и поразить ее насмерть.

Наверху и под водой занимали свои места аквалангисты, обеспечивавшие безопасность съемки.

И вот дан свет. Мир под водой расцветает красками. Движется объектив, снимая заросли (бутафорские) нежных, перистых горгонарий и причудливых мадрепоровых кораллов. Среди них мелькает серебристый силуэт Ихтиандра. С ножом в руке он стремительно приближается, «входит» в кадр... А очередная «артистка»-акула вновь не проявляет никаких признаков жизни.

Запасы воздуха в аппаратах иссякают. Пора подниматься на поверхность. Кинематографисты выходят из воды, разочарованные и замерзшие. Что делать?
— А если попробовать держать акулу руками? — робко предлагает кто-то.

Легко сказать, держать руками... Ведь это все же не безобидный карась, а акула с острыми зубами и шипами, как иголки.

Однако, что там ни говори, без эпизода с акулой нет фильма. Заменив акваланги, съемочная группа снова спускается на дно.

Все повторяется сначала: свет ламп, панорама подводного мира в объективе киноаппарата, серебристая фигура плывущего Ихтиандра. А что же акула? Она бьется в руках ассистентов, неистовствует. Голова акулы с хищными злыми глазами в объективе аппарата кажется страшной, грозной. Ихтиандр с ножом приближается к ней. Удар (в пустоту). Еще. И акула, сделав неистовый прыжок, вырывается из рук Виктора Литовченко, а на руке его расплывается синее пятно: это кровь. Пытаясь удержать катрана, Виктор наткнулся на острый шип.

Но кадр снят! На экране все будет достоверно. Падение с борта шхуны Гуттиэре. Нападение на нее акулы. Бой Ихтиандра с акулой и спасение им девушки, полюбившей молодого человека.

Страницы: 1 2 4 5 6