Ихтиандр трубит в рог

И еще об одной «профессии» аквалангиста, без которой невозможно было бы создание известного и популярного кинофильма «Человек-амфибия», хочется рассказать.

На экраны этот фильм вышел осенью 1961 года. Его громкий успех, интерес к нему зрителей всех возрастов — от детей до пожилых людей — определились сразу. Это был не только, как говорят кинематографисты, кассовый успех. Созданный по роману блестящего фантаста Александра Беляева фильм трогал и волновал человечностью, простотой, искренностью. Акценты добра и зла в нем были расставлены четко; картина вызывала сочувствие к Ихтиандру, родной средой для которого стал океан.

Свобода в океане и буржуазные цепи в мире наживы на земле — вот социальная конфликтная подоплека романа и кинофильма. Читателям и зрителям не трудно было сделать выбор. Вместе с тем перед зрителями, может быть, впервые так ярко, живописно предстал сказочно великолепный и богатый подводный мир. Это была еще одна тема — тема вековечной мечты человека об овладении этим миром.

В новом цветном фильме все было чудесно: полные динамизма эпизоды, блестящая игра актеров и, конечно, великолепные подводные съемки. Те съемки, которые — это зрители быстро уловили — не «скомбинированы» на студии, а отличаются подлинностью и заставляют верить, что драматические действия развертываются под водой, в бесконечном и великолепном голубом континенте.

Разумеется, лишь участники съемок да узкий круг кинематографистов знали все детали, «тайны» и «секреты» поразительных подводных съемок.

Но даже широкому зрителю, не знакомому с кинематографическими трюками комбинированных съемок, было ясно, что на этот раз без участия аквалангистов не обошлось.

Тем не менее долго оставалось непонятно, как удалось артисту Кореневу — Ихтиандру великолепно плавать под водой, вести «бой» с акулой, нырять на дно и совершать другие подводные подвиги. Позднее стало известно, что в самых сложных съемках у него был дублер-аквалангист. А вскоре было названо и имя дублера, скромно упомянутое в титрах среди участников массовых сцен, — спортсмена-аквалангиста Анатолия Иванова.

Забегая вперед, должен сказать, что в труппе не он один был аквалангистом. За небольшим исключением аквалангистами в ней стали все, кто работал над фильмом: актеры, художники, бутафоры, осветители и, конечно, главный оператор Эдуард Разовский. Организаторами подводных съемок и консультантами — художественный фильм с подводным эпизодами снимался впервые — были уже известные в то время в спортивных кругах аквалангист сотрудник Ленинградского института физкультуры имени Лесгафта Владлен Кебкало и первый чемпион СССР по подводному спорту инженер Рэм Стукалов.

А началась кинематографическая жизнь будущего дублера Ихтиандра в один из зимних дней 1961 года, когда Владлен Иванович Кебкало, читавший в институте курс подводного плавания, сказал студенту третьего курса А. Иванову:
—       На Ленфильме, Толя, формируется труппа для съемок картины «Человек-амфибия». Не попробоваться ли тебе на роль дублера главного героя — Ихтиандра?

У Кебкало были основания для такого предложения.

Иванов пришел в институт пловцом-перворазрядником. К тому времени он успел завоевать титул чемпиона Эстонии среди юношей в плавании на 400 и 1500 метров вольным стилем и даже входил в тройку призеров среди взрослых на этих дистанциях. Отлично подготовленный тренером Ф. Раудсеппом в Таллинской детской спортивной школе, он легко поступил в Ленинградский институт физкультуры.

Перспективного спортсмена заметили в институте.

А тут произошла встреча с Кебкало, учившего его легководолазной технике, плаванию под водой с аквалангом и обратившего внимание на молодого спортсмена, быстро и с заметным интересом овладевшего плаванием в ластах.

Особенно хорошо Анатолий нырял. Он мог длительно и с большой скоростью плыть с задержкой дыхания — качество, важное для будущего героя фильма, властелина моря. Итак, вопрос был задан Анатолию Иванову неспроста.

Кто же из молодых людей откажется от такого лестного предложения! Анатолий дал согласие и в назначенный час явился на студию.


Фильм снимается под водой

Страницы: 1 2 3 4 5 6