Мостам стоять вечно

Мост через реку Белую был намного больше и прочней окского. Виталий Мусохранов отнес его к разновидности: «металлический на железобетонных опорах». Возвышался он над рекой слегка изогнутой дугой, упиравшейся одним концом в автотрассу, проложенную недалеко от поселка на берегу, другим — в подходившие к реке почти вплотную леса.

Проезжая часть была достаточно широкой, и с обеих сторон здесь почти беспрерывно шли автомашины; гул движения не стихал ни днем, ни ночью.

Мост-труженик, расположенный на оживленной сибирской магистрали, «работал» напряженно. Порой думалось: отойди от него на два-три километра — попадешь в таежную глушь. Со всех сторон обступят тебя вековые сосны и ели. Стоят рядами близко друг к другу.

Здесь не то что человеку — хозяину тайги медведю пробраться трудно. А если бы он вышел к реке, то не узнал этих мест: современная магистраль изменила все вокруг, заставив тайгу расступиться и освободить землю для новых современных поселков и городов.

Разумеется, без моста, соединившего автотрассу над рекой, сделать это было бы трудно. Нам предстояло осмотреть 5—7 метров до дна реки, донный грунт вокруг опоры (на случай деформаций) и надводную часть опор — сколы, каверны и т. д.

Течение тут было быстрей, чем на Оке, особенно у центральной опоры. Поэтому Кладенов разрешал спуск только самым опытным водолазам. Причем применял метод, оправдавший себя при осмотре мостов в Коломне и у Шацка. Лодка устанавливалась у верхнего бьефа опоры.

Здесь на дно спускался ходовой конец, от которого водолаз двигался вдоль бетонной опоры полосами вниз по течению.

Важно было обнаружить щели, сколы и выбоины в бетоне.

К счастью, их не оказалось. Впрочем, это и понятно: мост построен сравнительно недавно.

Здесь особенно хорошо действовал Николай Евсиков, опытный аквалангист, инженер Московского экспериментального завода. Несмотря на быстрое течение, он уверенно осматривал опоры от поверхности реки до дна. Евсикову и прежде приходилось работать в довольно сложных обстоятельствах под водой, требовавших находчивости и выдержки, волевых качеств. Как-то он заплыл, обследуя гидросооружение, в полое отверстие в бетоне. Осмотрев бетонный «грот», собрался уже было возвращаться на поверхность, как вдруг потревоженный бетон... обрушился, и аквалангист оказался в ловушке. Но Николай не растерялся. Дождался, когда обвал закончился, и, расчистив выход, по сигнальному концу поднялся на поверхность.

Много внимания на Белой уделялось промерам дна по продольной и поперечной осям мостовых опор. Что они давали? Картину русловых деформаций, обнажающих подчас бетонный фундамент.

Изо дня в день мы делали промеры с лодки: по двенадцати промеров по оси опор, по пяти — вдоль оси моста. Эта работа позволила сделать вывод, что мост через Белую находится в хорошем состоянии и, если не считать отдельных сколов на бетоне от ударов сплавного леса, ему не грезит никакая опасность.

Страницы: 1 2 3 4