Мостам стоять вечно

Третий мост на реке Китой в городе Ангарске по конструкции отличался от двух предыдущих. Мостовые фермы здесь были металлические, опоры — железобетонные, установленные на металлических сваях. А в предмостье находились ледорезы, охранявшие сооружение как от ледохода, так и от сплавного леса.

Река не отличалась глубиной — даже у центральной опоры (№ 5) не достигала десяти метров. Вести осмотры можно было в акваланге или в комплекте № 1. Сквозь светлую воду хорошо просматривались бетонные опоры и металлические сваи.

Под сваями громоздились топляки — бревна сплавного леса. Это место обследовалось особенно внимательно: здесь могли быть русловые деформации. Наши предположения оправдались. Вода подмыла опору № 6, в результате чего обнажились металлические сваи. Заметил этот дефект Виталий Мусохранов, ныряя на речное дно. О неисправности он сразу же сообщил по телефону в Управление дороги.

Теперь мы жили в гостинице, окруженные современным комфортом. Прощай, бивачная жизнь! Каждое утро, быстро позавтракав, отправлялись на автомашине к мосту. По одну его сторону выстроились городские улицы, а по другую сразу, без интервала, как это бывает в городах-новостройках, начинались густые леса. Через мост нескончаемой колонной шли автомашины: у Ангарска особенно напряженный участок автотрассы — тяжело груженные бортовые машины и самосвалы, фургоны, бензовозы, автокраны, трейлеры. А в выходные дни ко всему этому добавлялся еще поток легковых машин и мотоциклов. Сибиряки семьями отправлялись в местные леса, густые, с буреломами и завалами. Они ехали туда, чтобы отдохнуть, побродить с ружьем, порыбачить...

Подъезжая к мосту, водители действовали почти все одинаково. Вначале притормаживали, съезжая на мост, а затем, миновав его, прибавляли газ и уносились по автотрассе... Пожалуй, едва ли кто-либо из них, занятый своими делами и заботами, замечал, что под пролетами мостов работает группа аквалангистов в гидрокостюмах. Осторожно, зная о «сюрпризах» сибирских рек, переходили мы от одной мостовой опоры к другой. Внимательно осматривали каждый квадратный метр бетона, каждую деревянную или металлическую сваю. Записав данные осмотров и отметив на рабочих чертежах обнаруженные дефекты, отправляли документы в походную «лабораторию» ГУШОСДОРа, разместившуюся в гостинице. Здесь хозяйничала инженер Людмила Семенова. Она быстро обрабатывала полученные данные, готовила чертежи и описания для предъявления их Иркутскому управлению дороги.

Так составлялась картина состояния гидросооружения на трассе. После нас к мостам придут строители и ликвидируют обнаруженные дефекты. Мы часто вспоминали слова Анатолия Григорьевича Некрасова о том, что трасса должна действовать бесперебойно и стать со временем не только одной из самых протяженных в мире, но и самой напряженной, скоростной и комфортабельной.

Это — ее будущее. А пока мы перебирались с фермы на ферму, вслушиваясь в гул движения. Он несся сверху, с массивных пролетов. Под нами протекала холодная, быстрая и капризная сибирская река, которой, несмотря на все ее коварство и буйный нрав, оказалось не по силам разрушить гидросооружение, созданное человеком.

Страницы: 1 2 3 4