Путешествие камчатского краба

Идея переселения камчатских крабов, имеющих превосходное мясо, идущее на изготовление консервов, относится еще к двадцатым годам. Но дальше опытных работ дело тогда не пошло, потому что слишком велики были расстояния и значительны трудности транспортировки живых крабов с Дальнего Востока в Заполярье. Да и наука не сказала еще своего слова об акклиматизации.

Краболовство — промысел относительно молодой. Его начало относится к последней трети прошлого века, когда стали добывать крабов специальными донными сетями. Что же касается консервирования, то первые крабоконсервные заводы в России появились в 1908 году — в бухте Гайдамак на Японском море, а в Японии в 1907 году. Однако очень скоро вкус крабового мяса «распробовали» промышленники. На мировом рынке консервы из крабов ценились весьма высоко.

Позже от заводов, созданных на берегу, перешли к плавучим судам, специально оборудованным для отлова крабов и изготовления из них консервов. «Первый краболов» — пионер крабовых флотилий мира — появился в СССР в 1928 году. Советские консервы из дальневосточных крабов славились как лучшие в мире, а изучение района обитания промыслового камчатского краба позволило определить его распространение — почти вдоль всего побережья Японского моря, у западных берегов Камчатки, у Курильских островов, Сахалина и Кореи.

Да и что иное можно было предположить, когда, казалось бы, из самых обдуманных, отлично подготовленных опытов, с применением новейшей по тем временам техники, раз за разом ничего не получалось?

Не трудно видеть, какие огромные выгоды сулило распространение камчатского краба в Заполярье — в новом огромном бассейне Баренцева моря, где, правда, есть свои крабы: ведь раки и крабы обитают почти во всех морях мира, но не идут ни в какое сравнение с промысловым дальневосточным крабом.

Но выживет ли этот краб? Перенесет ли транспортировку? Эти и многие другие вопросы и проблемы встали тотчас же на повестку дня, как только появилась реактивная авиация, сократившая расстояния, а для транспортировки были созданы специальные аквариумы из органического стекла — так называемые канны. В них для аэрации воды использовался чистый кислород, а для охлаждения — лед из морской воды, заранее искусственно изготовленный.

Вплоть до пятидесятых годов неоднократно осуществлялись попытки переселить крабов с Дальнего Востока в Баренцево море. Но все они не увенчались успехом: крабы не выживали. Неудачи, следовавшие одна за другой, послужили даже причиной появления своеобразной теории, утверждавшей, что поднятые из воды крабы, живущие на больших глубинах, гибнут. Именно к таким выводам пришли экспериментаторы и ученые.

Юрий Илларионович Орлов относился к подобным выводам критически. Да, опыты неудачны. Но почему? Почему, например, крабов, добытых с больших глубин, метят, выпускают в море, а затем целыми и невредимыми обнаруживают на совсем других акваториях морей, порой за сотни миль от мест первого отлова? Да и методы первых групп акклиматизаторов, транспортировавших крабов, были отнюдь не лучшими... Они сидели на берегу и ждали привоза крабов, передоверив их отлов и отбор в чужие руки. Не здесь ли разгадка их неудач? Возможно...

К тому времени, когда начался эксперимент с переселением крабов, Ю. И. Орлов имел уже значительный опыт транспортировки живых рыб. Он вполне успешно переселял рыб с Дальнего Востока в водоемы центральной полосы. И сейчас, обратившись к архивам и документам, понимал, что новое, сулившее огромные выгоды дело надо начинать с простой вещи — рассеять сложившийся миф о невозможности перевозить живых крабов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6