Во льдах Антарктиды

Чем дальше на юг шел дизель-электроход «Обь», тем явственней ощущалось дыхание Антарктики. Позади, за кормой, уже остались тысячи миль пути: плавание через различные климатические пояса, пестрая экзотика тропических стран, особенно бросающаяся в глаза в африканских портах. А еще раньше, в самом начале пути, был причал Ленинградского порта, погрузка на «Обь», прощание, дорогие лица родных и товарищей, провожавших дизель-электроход 13-й советской антарктической экспедиции.

«Обь» шла вперед, разрезая своим высоким форштевнем волны морей Южного океана.

Ясная и относительно теплая погода, царившая незадолго перед тем, резко сменилась туманами и похолоданием. Быстро — скачком — понизилась температура воды и исчезли теплолюбивые представители морского животного мира. Около 53 градуса южной широты вдали появился первый айсберг. По мере продвижения на юг число их быстро увеличивалось, и вот уже десятки   ледяных гор окружили дизель-электроход. Появился снежный буревестник — «Обь» подходила к поясу дрейфующих льдов. И действительно, вначале отдельные льдины, затем большие скопления льда и, наконец, сплошные ледяные поля до горизонта, рассеченные и изрезанные трещинами и разводьями, с торосами, поднимавшимися вертикально и наклонно, встали по курсу. Теперь дизель-электроход продвигался с трудом, преодолевая пласты льда. Сильные удары его форштевня разбивали льдины, они крошились, вставали торчком, проплывали вдоль борта, пропадали в полосе воды за винтами корабля.

До Молодежной оставалось еще свыше 150 миль.

С борта «Оби» открывался вид на белый простор ледяных полей. Грандиозная картина! Льды заполнили все пространство до горизонта и сверкали под яркими лучами антарктического солнца. Кое-где у трещин и разводьев темнели пятна — это тюлени грелись на весеннем солнце. При приближении «Оби» они поднимали головы, словно удивляясь невиданному пришельцу, но, убедившись в безопасности, снова погружались в дремоту.

Между тем лед становился все плотней. В программу гидробиологических исследований входили подводные спуски среди дрейфующих льдов и отбор проб с целью изучения фито- и зоопланктона. Пожалуй, это место в море Космонавтов — 66 градусов 11 минут южной широты и 44 градуса 57 минут восточной долготы — было вполне подходящим. И капитан «Оби» Эдуард Иосифович Купри по просьбе руководителя отряда гидробиологов-аквалангистов кандидата биологических наук Евгения Грузова дал команду стать во льдах, а аквалангистам — подготовиться к погружениям.

В тесной каюте, которая служила лабораторией на время плавания, аквалангисты поспешили облачиться в свои «доспехи». Облачение — процесс кропотливый, длительный, здесь ничего нельзя упустить: акваланги, костюмы, водолазное белье, глубиномеры, грузы, боксы, сигнальные концы... Вот наконец подводники появились на борту, где их ждали все участники экспедиции и свободные от вахты моряки дизель-электрохода.

Дружеским советам, особенно насчет того, как действовать на случай встречи с касаткой, огромной зубатой обитательницей здешних вод, «парус» (спинной плавник) которой якобы кто-то уже видел среди льдин, не было конца...

Аквалангисты спускаются по штормтрапу на лед и под взглядами товарищей направляются к трещине в льдине. Идут они, неловко ковыляя в своей амуниции, порой проваливаясь в рыхлый снег, наметенный ветром.

Механик группы Валентин Люлеев очищает трещину от снежной и ледяной мешанины. В одном месте будут погружаться сотрудник Мурманского морского биологического института (ММБИ) Академии наук СССР Александр Пушкин и опытный аквалангист, подводный фотограф, по профессии инженер-строитель Сергей Рыбаков. По соседству с ними — сотрудник Ленинградского зоологического института гидробиолог Евгений Грузов. Страховать его будет Валентин Люлеев.

Первым уходит под лед, соскользнув в майну, Пушкин. Вода в майне кристально-прозрачная, сквозь нее хорошо видны грани льдины, неровные, голубовато-прозрачные. Хлопают пузыри от акваланга на поверхности воды, постепенно лунка заполняется мелким льдом, вынесенным из-под льдины.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8