Аквамобили

Однако велосипеды и моторные буксировщики могут удовлетворить лишь любителя подводного плавания или спортсмена. В промышленности, науке и военном деле за рубежом для аквалангистов используются негерметизированные подводные аппараты, то есть транспортировщики легководолазов «мокрого», проницаемого, типа. За рубежом их называют подводными аквамобилями, аквамобилями и по-другому. Поскольку такие подводные аппараты предназначены для открытых перевозок в толще воды, то, может быть, для краткости их и следует называть «аквамобилями».

Вследствие невысокой стоимости, простоты конструкции и управления аквамобили получили широкое распространение в США, Англии, Франции, Голландии, Японии. Эти страны успешно используют их на морских нефтегазопромыслах для перевозки под водой операторов, наладчиков, ремонтников и другого персонала, обслуживающего трубопроводы и нефтедобывающее оборудование.

Аквамобили незаменимы для работы легководолазов на подводных морских хозяйствах, для сбора водорослей, моллюсков, для охоты на акул и борьбы с другими хищниками, наносящими урон подводным фермам, для поиска и подъема затонувших предметов, для изучения районов скопления рыбы, ее миграции и поведения в зависимости от изменения внешней среды. Некоторые подводные транспортировщики успешно используются для промышленной добычи акул и других морских животных. Их используют и ученые, живущие в подводных домах и лабораториях, для исследования окружающей местности.

В США, Италии, Франции аквамобили приняты на вооружение ВМФ для доставки к берегу противника подводных десантов и диверсионных групп. Для транспортировки и обслуживания многоместных аквамобилей строят или переоборудуют подводные лодки.

В 1969 году в США, например, была переоборудована для этих целей дизель-электрическая ракетная подводная лодка «Грейбек ЛPCC-574» (водоизмещение 3650 т, длина 101 м, скорость 17 узлов). Она может доставить в район операции 67 подводных десантников и разведчиков с вооружением и десантными средствами, а также четыре пятиместные аппарата типа СДВ, специально созданные для транспортировки под водой боевых пловцов. Аппараты могут входить в ангар подводной лодки как в надводном, так и в подводном положении.

Кроме пассажирских, создаются грузоподъемные транспортировщики, которые могут перевозить, поднимать или спускать тяжелые предметы и конструкции при строительстве промышленных объектов на морском дне.


Двухместные аппараты типа «Скубасаб-300» предназначены для работ на глубинах до 90 м.

Портативные двухместные аппараты «Хавас» французской фирмы «Сосьете Хавас электрик».

Транспортировщики «Шарк Хант» (фирма «Перри Кабмарин»— США) — охотники за акулами.

Аппараты «Кейв» фирмы «Констракшен эйсистенс викл» (США) — грузовые. Они рассчитаны на груз весом до 1000 кг.

Несмотря на разнообразие типов, аквамобили имеют много общих конструктивных элементов.

Главной особенностью конструкции проницаемого аппарата является отсутствие герметичного прочного корпуса — экипаж, приборы контроля и управления находятся непосредственно в окружающей воде. В связи с этим к приборам и материалам предъявляются особые требования по надежности и устойчивости к воздействию агрессивной морской воды. Для изготовления корпуса применяют легкие, прочные, обладающие высокой антикоррозионной устойчивостью материалы: полиэфирные и акриловые пластики, алюминиевые сплавы, нержавеющую сталь, стеклопластики. Для снижения сопротивления воды корпусу аппарата придают удобообтекаемую форму. Кабина подводного транспортировщика делается из прозрачного пластика, откидные щиты обеспечивают легкий вход и выход из нее при стоянке на дне.

В аквамобиле имеется бортовой запас газов: сжатый воздух для дыхания и эксплуатационных потребностей при погружении на глубину до 50 м, гелиево-кислородная смесь для дыхания на больших глубинах и сжатый кислород для проведения декомпрессии. При передвижении под водой в аппарате экипаж использует дыхательную смесь из бортовых запасов, а когда оставляет его для выполнения работ — автономные или шланговые индивидуальные дыхательные аппараты.

На большинстве аппаратов источником энергии служат свинцово-кислотные аккумуляторные батареи. На некоторых аппаратах применены серебряно-цинковые батареи, которые имеют более высокие энергетические характеристики. Запас электроэнергии обеспечивает подводное плавание дальностью до 30 миль, скорость — до 4 узлов и автономность по жизнеобеспечению — до 10 часов.

В качестве гребных двигателей используют низковольтные электромоторы постоянного тока мощностью до 5 л. с. при 1500 об/мин. Их корпуса изготавливают из алюминиевых и магниево-алюминиевых сплавов, обеспечивающих антикоррозионную стойкость и небольшой вес. Электромоторы герметизируют в контейнеры из алюминиевого сплава, которые заполняются минеральным маслом, воздухом высокого давления или сжатым азотом. Пуск и остановка двигателя может осуществляться пилотом и пассажиром с помощью двойного пульта. Предохранительное устройство, работая на принципе термореле, блокирует работу двигателя при перегрузках или перегреве.

Каждый аквамобиль имеет системы регулирования плавучести, дифферента и балласта. В качестве материала плавучести используют твердый легковесный материал. Плавучесть перед погружением регулируется с помощью твердого тяжелого балласта; чугунных или свинцовых пластин, помещаемых внутрь корпуса (обычно в аккумуляторный отсек, расположенный в районе миделя).

Количество балласта и диапазон регулирования плавучести рассчитываются так, чтобы обеспечить возможность использования аппарата и я морской, и в пресной воде. Обычно количество балласта выбирается с расчетом получения небольшой положительной плавучести. Изменение глубины осуществляется за счет несущей способности корпуса, возникающей при создании пилотом дифферента на нос или корму.

Система погружения и всплытия имеет балластные цистерны, заполняемые забортной водой при погружении и продуваемые сжатым воздухом при всплытии. Плавучесть на глубине регулируется уравнительной цистерной с системой автоматического управления, сбрасываемым балластом и горизонтальными рулями глубины.

Для многоместных аппаратов характерны дифферентные системы. При этом в качестве рабочего тела используется ртуть, перекачиваемая из кормовой цистерны в носовую и наоборот, или перемещение аккумуляторной батареи вдоль диаметральной плоскости.

На аквамобилях чаще всего применяется пульт управления самолетного типа, где перекладка руля направления движения и рулей глубины осуществляется одним штурвалом. Выше штурвала в специальном корпусе располагается приборная доска, в которой помещены: магнитный компас, счетчик времени работы двигателя, лаг, глубиномер, показывающий абсолютную глубину погружения и глубину относительно заданного уровня, манометры. Связь аппарата с поверхностью, а также между аппаратами осуществляется с помощью подводного телефона. На некоторых аппаратах предусматривается внутреннее переговорное устройство.

Для обнаружения подводных препятствий и наблюдения за окружающей средой используются гидролокаторы, портативные телевизионные установки. Для подсветки работы телевизионной камеры и визуальных наблюдений устанавливаются светильники с мощностью ламп 100—150 Вт.

При выполнении программы научных исследований на аквамобиле дополнительно устанавливают фото- и кинокамеры, портативные приборы для измерения параметров воды, батометры для взятия проб воды, а также контейнеры для сбора и хранения образцов грунта, флоры и фауны.

Приборы управления и контроля, распределительные коробки и приводные моторы гидравлической системы для питания подводного инструмента размещаются в герметичных кожухах, заполненных для лучшей изоляции диэлектрическим минеральным маслом.

Для выполнения работ под водой водолазы могут брать с собой буры, резаки, гайковерты, очистные щетки, сверла и другие инструменты с гидравлическим приводом, питание к которому подводится от гидронасоса аппарата.

Аквамобили, оснащенные средствами навигации, поиска и связи, научными приборами, рабочим инструментом успешно используются на глубинах до 100 м.

В район работы аппараты обычно доставляются на палубе судна или буксиром. Судно обеспечивает зарядку аккумуляторов, закачку баллонов сжатым воздухом или дыхательными смесями, а также обслуживание и ремонт аппарата.