Бог моря на полигоне Макаи

Побываем на полигоне Макаи — владении Океанографического института на Гавайях. По первоначальным планам здесь предполагалось создать подводный город, состоящий из нескольких куполообразных зданий диаметром 20 и высотой около 10 метров, соединенных между собой и с берегом тоннелями, по которым ходит электрический мини-поезд с пассажирами. В одном из таких куполов, установленном на солидной глубине и целиком отданном в распоряжение туристов,— ведь Гавайские острова существуют в основном за счет «индустрии» туризма — были запроектированы ресторан, почтовое отделение, магазин сувениров. Во всех домах предполагалось поддерживать земное давление воздуха, а для выхода акванавтов в открытое море и возвращения предусматривались шлюзовые отсеки.

Однако потом столь экзотический проект, на реализацию которого требовалась кругленькая сумма — три миллиона долларов, из-за своей дороговизны сменился другим. Было решено возвести сферические корпуса более скромных размеров на глубинах 20, 60 и 180 метров, причем без всяких тоннелей. Руководители полигона Макаи, прельщенные заманчивой идеей покорить глубины континентального шельфа, уже было приступили к строительству. Но окончательный подсчет стоимости этой программы заставил отказаться и от нее.

Наиболее простым и реалистичным — а значит, и наиболее приемлемым — оказался план шведского инженера Густава Фалмана, специально, приглашенного на Гавайские острова.

Свою первую в жизни модель подводного дома Фалман соорудил из поплавка от туалетного бачка и двух жестяных банок из-под ананасного сока. Сжатый воздух в миниатюрные отсеки подавался велосипедным насосом. К неописуемой радости изобретателя крошечный подводный дом послушно погружался на дно обычной ванны и, когда надо, безотказно всплывал на поверхность. Вторую, более солидную модель, Фалман испытал уже в плавательном бассейне, а затем и в море.

По замыслу шведского инженера подводное жилище должно было состоять из трех соединенных между собой просторных барокамер, установленных на борту понтона-катамарана. При погружении поплавки понтона заполняются водой. Вместе со специальными балластными отсеками они надежно «припечатывают» дом к грунту. Просторная же палуба катамарана при погружении как бы служит парашютом, резко замедляя скорость спуска всего сооружения и обеспечивая его мягкую посадку на дно.

Обладая, таким образом, завидной по сравнению с другими подводными домами мореходностью, новое жилище для акванавтов в то же время отличалось и большой автономностью. Оно не нуждалось ни в мощных плавучих кранах, ни во флотилии обслуживающих судов. Достаточно было помощи одного небольшого суденышка.

Удачна была и внутренняя планировка подводного дома: центральный отсек — водолазный, а по сторонам от него — спальня и бытовое помещение с холодильником, камбузом, калорифером и постом связи с поверхностью. Для жилого и лабораторно-бытового отсеков предусмотрены независимые друг от друга системы жизнеобеспечения. И тот и другой одинаково удобны для компрессии и декомпрессии акванавтов.

В начале 1969 года подводный дом, построенный по проекту Густава Фалмана, в разобранном виде доставили в Гонолулу. Там его смонтировали и после пробных погружений на небольшой глубине отбуксировали к пирсу Океанографического института.

Прежде чем уйти на расчетную глубину, подводный дом, нареченный по имени скандинавского морского бога «Игером», около двадцати раз погружался на мелководье. Акванавты, укрывшись в аварийной капсуле, всплывали на поверхность, «проигрывая» аварийную ситуацию.

Затем осторожный и предусмотрительный Фалман организует серию «сухих» погружений «Итера», поднимая давление в его отсеках до давления, соответствующего глубинам от 60 до 180 метров. При максимальном давлении акванавты прожили сорок часов, и уже одно это было важным достижением. Однако в естественных условиях его повторить не удалось, потому что на полигоне глубины 180 метров не нашлось.

Пришлось ограничиться 160 метрами.

Ранним утром 1 июля 1970 года акванавты полигона Макаи и представитель ВМС США заняли места в «Иге-ре» и, задраив за собой люки, начали компрессию.

Настроение у всех было приподнятое. Испытания «Игера», длившиеся более года, казалось, гарантировали от случайностей. Но в действительности все прошло не совсем гладко.

Акванавты получили непростое задание — отработать операции по обслуживанию подводной скважины, манипулируя с многосоткилограммовыми трубами. Трубы и прочие необходимые для эксперимента материалы и оборудование разместили на палубе «Игера».

Подводная станция «Игер» и обслуживающее судно «Голокаи» у пирса Гавайского океанографического института.

К концу третьих суток жизни под водой все намеченные работы были закончены. Акванавты вошли в дом и, приготовившись к всплытию, начали продувку балластных отсеков. Нос «Игера» дрогнул, отделился от грунта и круто задрался вверх. Корма же крепко засела на дне. Тогда решили повторить все сначала. Но при команде на всплытие «Игер» каждый раз вставал на дыбы. Все попытки «укротить» его оказались напрасными. Так прошли сутки.

Сами акванавты особой опасности в этой ситуации не подвергались, ибо в любой момент могли всплыть в аварийных капсулах. Поэтому пока причина случившегося была не ясна, покидать дом никто не торопился. Тем более, что запасов газа, пищи и пресной воды на борту должно было хватить еще на 12—15 дней.

«Гельголанд» во время транспортировки из Гамбурга к острову Гельголанд.

Спутник «Гельголанда» — подводное убежище.

Энергетический буй «Фюстхен» бесперебойно снабжал «Гельголанд» воздухом и энергией.

Группа акванавтов «Гельголанда».

Больше всех непредвиденным осложнением огорчен был, конечно, Фалман, ломавший голову над тем, что произошло, и не находивший ответа. Но нужно было как-то выходить из положения, и Фалман, призвав на помощь спасательное судно, распорядился продуть поплавки понтонов. Развиваемая при этом подъемная сила в 100 тонн должна была немедленно вырвать «Игер» из плена. Так и случилось. Утром 7 июля вся в белых клубах пены подводная станция всплыла на поверхность. А 13 июля после декомпрессии экипаж, целый и невредимый, успевший отдохнуть и отоспаться после пережитых волнений, вышел на берег.

Как оказалось, своим неожиданным заточением «Игер» был обязан тяжелому нефтяному оборудованию. Из-за неудачного расположения на палубе этого трехтонного груза сместился центр тяжести подводного дома, что и вызывало опасный дифферент на корму. Знай, что все дело в этой досадной оплошности, акванавты без труда могли бы исправить положение и всплыть без посторонней помощи.

Сам же подводный дом был в полном порядке, с честью выдержав дополнительный экзамен.

Вскоре «Игер» сменил хозяев: администрация полигона Макаи на весьма выгодных для себя условиях сдала его в аренду аварийно-спасательной службе ВМС США, имевшей случай убедиться в высоких достоинствах нового подводного убежища. И вот уже очередной экипаж «Итера», обосновавшись на большой глубине, приступил к выполнению задания, полученного от Управления исследований и Управления медицины и хирургии ВМС США...