С фотоаппаратом на глубину

Открытие подводного мира можно сравнить с открытием новых земель. Первооткрыватели, зарисовывая, а позже и фотографируя новые, невиданные раньше другими людьми ландшафты, стремились прежде всего показать открывшийся им реальный мир, чтобы дать возможность другим увидеть (а при удаче и почувствовать) то, что видят они. Не так ли и в подводной фотографии, не является ли главной задачей подводного фотографа поведать несведущим людям о красоте, суровости и необычности подводного мира?

Если следовать существующей классификации фотографии — делению ее по форме на документальную, документально-художественную и художественную, то подводная фотография должна быть сегодня прежде всего документально-художественной. Необходимо уточнить, что речь здесь идет о фотографии, призванной показать человеку подводный мир, помочь ему зримо представить его. Документальная подводная съемка получила сегодня довольно широкое распространение, ею занимаются — и небезуспешно — представители многих технических и научных учреждений. С другой стороны, у нас немало энтузиастов-любителей подводного дела, пытающихся создать высокохудожественные снимки. Трудности, с которыми они сталкиваются при этом, заключаются в том, что таких работ (у нас и за рубежом) пока еще очень мало. Документально-художественная фотография открывает широкое поле деятельности и для спортсменов-подводников.

Следует отметить, что подводное фотографирование значительно труднее, нежели обычное. Все, кто столкнулся с этим, знают, что черно-белые фотографии в большинстве своем получаются малоконтрастными, с преобладанием серых тонов. Что и говорить, малопривлекательным предстает подводный мир в таком изображении. Не таков он на самом деле. И здесь необходимо искать пути повышения качества подводных снимков.

Наиболее простой путь — повышение их контраста. Начинающий подводный фотограф с первых шагов сталкивается с большими трудностями при съемке (а затем и при проявлении, и при печати). Как преодолеть малоконтрастность изображения объектов, причина которой — сильное рассеивание света взвешенными частицами и молекулами воды — заключена в свойствах той среды, где происходит фотосъемка.

Судя по публикациям, усилить контрастность можно за счет применения при съемках плотных желтых и оранжевых светофильтров, контрастных проявителей и бумаги и т. п. Но увлечение всем этим ведет к тому, что на таких фотографиях исчезает подводная среда, окружающая тот или иной объект. Без подписи к фотографии трудно понять, что она подводная. И рыбы, и аквалангисты на ней как бы повисли в воздухе.

Чрезмерное повышение контраста улучшает качество фотоснимков в общепринятом понимании, но искажает представление о среде, в которой проводилась съемка. Возражений нет, при технической и научной съемке очень часто необходимо стремиться к получению предельно контрастных изображений, и использование различных приемов повышения контраста с целью исключения влияния среды на изображение здесь оправдано. Но будут ли иметь документально-художественную ценность подводные снимки, лишенные подводной среды?

Конечно, фотограф имеет право трансформировать изображение, добиваясь его наибольшей выразительности, стремясь таким образом ближе познакомить людей с подводным миром. Ради этого оправданы любые технические приемы. Перелистайте хотя бы выпуски «Спортсмена-подводника» и вы убедитесь, что для получения многих впечатляющих фотографий авторы не ограничивались стандартными приемами. Но при этом можно также убедиться и в другом: чрезмерное повышение контраста — не лучший способ добиться желаемого результата.

Необходимо искать и другие пути повышения выразительности снимков как в процессе съемки, так и при обработке материалов. К примеру, не следует увлекаться съемкой дальних планов, особенно в недостаточно прозрачной воде; при печати положительный эффект может дать легкое тонирование снимков и т. д. Но более эффективный путь повышения качества документально-художественной фотографии — применение цветной фотосъемки.

В области цветной подводной фотографии рекомендации довольно категоричны. Например:
«Поскольку цветовая гамма на глубинах 5—6 м становится довольно однообразной, все предметы и фон имеют зеленовато-голубоватый тон, нет резона снимать на цветной пленке без специальной подсветки» (Шадронов Б. Съемка под водой. — «Советское фото», 1981, № 6).

«Вообще-то съемка на цветную пленку на глубинах более 7 м без применения искусственного освещения хороших результатов не дает. Изображение получается монохромным и плоским. Поэтому для съемки на больших глубинах нужно иметь лампу-вспышку». (Глущенко С. Съемка на цветную пленку «Орвохром».— «Спортсмен-подводник», 1977, № 49).

Эти высказывания можно было бы дополнить многими другими аналогичными. Применение ламп-вспышек при подводной съемке дает красочные кадры. Все это так. Но красота здесь — красота искусственного мира, созданного при помощи яркой вспышки света, мира, которого не существует в действительности. Здесь фотограф выступает в роли натуралиста (в хорошем смысле этого слова), научного работника, но не художника-документалиста. Здесь не может быть и речи о выполнении какой-то задумки творческого характера, так как результат съемки заранее предсказать практически невозможно. Все сводится к желанию: получилось бы покрасочнее. В результате фотограф искажает истинную картину подводного мира, а значит, и реальность представления о нем тех, кого он знакомит со снимками.

Необычность водной среды и необходимость достоверно показать ее требуют от подводного фотографа постоянного поиска средств и методов получения таких фотоизображений, чтобы с полным основанием можно было сказать: вот так выглядит подводный мир.

Аквалангисты (снимок сделан без использования технических приемов повышения контраста)

Под водой с планшетом и карандашом (проявление фотопленки производилось в сильно контрастном проявителе)