Компрессорная установка с приводом от автомашины

Компрессорная установка с приводом от автомашины является совершенно автономной легкой зарядной станцией, рассчитанной на обслуживание группы подводников в четыре-шесть человек. Производительность ее — около 4 м3 в час.

Установка состоит из компрессорной станции, фильтра и вентилятора охлаждения.

Компрессорная станция собрана на основе двух авиационных компрессоров типа АК-150. Компрессоры установлены на одноступенчатом шестеренчатом мультипликаторе с двумя силовыми выходными валами (передаточное отношение 1:2,2) и двумя несиловыми (передаточное отношение 1:1). Силовые валы соединены с компрессорами, а на несиловых установлены масляный насос и тахометр. Компрессоры типа АК-150 имеют максимальный к.п.д. при 2000±50 об/мин коленчатого вала Применение мультипликатора позволяет получить рабочий режим компрессора на малых оборотах двигателя автомашины.

Смазку компрессоров производят маслом типа МК под давлением 2—7 атм через специальные отверстия во фланце. Во фланце имеются четыре отверстия для смазки: одно малого диаметра — входное и три большего диаметра — сливные. Если компрессоры сильно изношены, то имеет смысл применять более густые масла и снизить давление подачи смазки до 1,5 атм. Для подачи масла можно применять насосы любого типа, создающие давление до 5 атм. При загрязненной смазке резко увеличивается износ компрессоров, поэтому в системе смазки надо установить фильтр тонкой очистки.

Отбор мощности для компрессорной станции производится от коленчатого вала двигателя автомашины. К шкиву приводного ремня вентилятора и генератора автомашины крепят шлицевую втулку, в которую входит валик, соединенный с входом мультипликатора. При параллельной установке двух компрессоров для уменьшения амплитуды пульсации нагрузки на валик они должны работать в противофазе. Для этого перед установкой их на мультипликатор надо снять крышки цилиндров первой ступени и установить поршень одного из компрессоров в верхней мертвой точке, а поршень другого — в нижней мертвой точке.

Компрессорную станцию устанавливают на специальной раме, прикрепленной к переднему буферу автомашины.

Рабочая температура компрессора около 110°. При такой температуре с поверхности цилиндров интенсивно испаряется масло, поэтому желательно применять компрессоры типа АК-150Н с боковыми воздухозаборниками. На патрубки воздухозаборников надевают резиновую трубку, конец которой выносят на ветер и укрепляют на высоте 1—2 м над землей. На выхлопную трубу автомашины также надевают трубу, отводящую выхлопные газы под ветер.

При работе компрессора надо все время следить за охлаждением.

Помните, что даже кратковременное нарушение режима охлаждения может вывести компрессоры из строя!

Чтобы автомашина с установленной на ней компрессорной станцией легко заводилась стартером, запуск двигателя надо производить при открытом вентиле сброса масла из фильтра-отстойника. При этом компрессоры работают вхолостую и создают незначительную нагрузку на вал двигателя.

Общий вид компрессорной установки приведен на рис. 42.

Рис. 42. Общий вид компрессорной установки

Воздушный фильтр состоит из отстойника (рис. 43), фильтра - адсорбера и керамикового фильтра (рис. 44).

Рис. 43. Фильтр-отстойник
Рис. 44. Керамиковый фильтр

Отстойник и адсорбер собраны в авиационных трехсекционных шариковых баллонах емкостью 2,2 л.

Фильтр соединяется с компрессорной станцией змеевиком - холодильником. Отстойник изготавливают из шарикового баллона следующим образом. В баллон вворачивают вентиль с удлиненной и изогнутой на конце входной трубкой. Заглушку на нижнем конце баллона выворачивают и на ее место ставят штуцер с приваренной к нему трубкой для выброса отстоя. Ниппель под трубку отвода воздуха из отстойника сверлится насквозь по диаметру трубки, а затем трубку вваривают в ниппель с таким расчетом, чтобы ее верхний конец находился в верхнем шарике. Конец трубки слегка изгибают и обрезают наискось.

В баллонах, предназначенных для фильтра-адсорбера, заглушки также выворачивают, и на дно баллона проталкивают вату, которая должна с максимальной плотностью заполнить весь нижний шарик. Затем баллон почти до верхней горловины засыпают активированным углем. Чтобы уплотнить угольную крошку, баллон несколько раз резко встряхивают. Поверх активированного угля опять набивают вату, а затем заворачивают штуцер. Таким образом изготавливается два фильтра-адсорбера, которые соединяются последовательно.

Корпус керамикового фильтра (рис. 45) вытачивают из стали 30ХГСА. В качестве керамического вкладыша используют каркас от школьного низкоомного реостата. При выборе вкладыша следует отдавать предпочтение мелкоструктурным каркасам.

Описанная компрессорная установка эксплуатировалась летом 1959 года в Крыму. Установка работала бесперебойно, обслуживая экспедицию в 4 — 5 человек.

Рис. 45. Корпус керамикового фильтра
Рис. 46. Крышка. Пробка