Обработка черно-белых материалов

Поглощение водой красного и оранжевого цветов заметно отражается на контрастности и плотности фотографического изображения. За повышение контрастности необходимо бороться на каждом этапе создания подводной фотографии—от выбора пленки до получения позитива.

Прежде всего для съемок под водой необходимо применять подходящие пленки, например: «Изопанхром» тип 17 (коэффициент контрастности — 2. чувствительность—400—500 единиц ГОСТ); А-2 (коэффициент контрастности — 1, чувствительность—180 единиц ГОСТ); МЗ-2 (коэффициент контрастности — 1, чувствительность — 90 единиц ГОСТ). Если позволяют освещенность и фотоматериалы, следует использовать светофильтры ЖС-18 или ОС-12. От применения красных и отчасти оранжевых светофильтров, на наш взгляд, следует отказаться, хотя они значительно увеличивают контрастность изображения и за них ратует такой известный подводный фотограф, как Ганс Хасс.

Почему мы рекомендуем отказаться от того, что уже, казалось бы, утверждено самой практикой? Дело в том, что красные и оранжевые светофильтры, во-первых, ослабляют желтые лучи, играющие не последнюю роль в цветопередаче под водой, во-вторых, имея большую плотность, резко уменьшают световой поток за объективом, в-третьих, исключают практически полутона всех цветов, кроме красного и оранжевого.

При обработке фотопленок необходимы контрастные проявители: например, для пленки МЗ-2 желательно применять проявитель ФГ (фенидон-гидрохиноновый), а для высокочувствительных пленок можно использовать нормальные проявители (тот же проявитель ФГ, разбавленный водой в соотношении 1:1). Фиксажи применяются кислые.

Контрастность изображения можно увеличить и при печатании позитива использованием контрастных фотобумаг N9 4 и 5 или применением контрастного проявителя.

Состав контрастного проявителя: вода (50° С) — 750 мл; сульфит натрия безводный — 120 г; гидрохинон —28 г; сода кальцинированная—120 г; бромистый калий — 9 г; бензотриазол — 1 г; фенидон (или метилфенидон) — 1 г; вода — до 1 л.

При приготовлении раствора бензотриазол лучше растворять отдельно в небольшом количестве теплой воды, а фенидон — в небольшом количестве ацетона или этилового спирта. Если запасной раствор хранится долго, в нем может выпасть слоистый осадок, который исчезает при небольшом нагревании и перемешивании. В рабочем растворе осадка не бывает.

Приготовленный раствор используют для печати, разбавляя его водой в соотношении 1 : 3. Для получения более теплых тонов следует добавить 6 г глицина на 1 л исходного раствора. На фотобумаге типа «Унибром» с глицином получаются глубокие темно-синие тона, а на бумаге типа «Фотобром» — изображение более мягкое, больше полутонов.

Запасной контрастный проявитель имеет желтовато-розовый цвет. Только что приготовленный рабочий раствор намного бледнее. В процессе проявления он приобретает темно-коричневую окраску, но активность его изменяется незначительно. При 20—25° С проявитель работает достаточно быстро, в случае охлаждения до 14—18° С скорость проявления уменьшается, что облегчает изготовление фотографий больших форматов.

В качестве закрепителя для фотобумаг мы используем кислый фиксаж с серной кислотой, который действует быстро, надежно и до»1го сохраняет активность.

Герметично закрытые проявитель и закрепитель могут сохраняться длительное время. Так, после обработки более 100 листов бумаги форматом 30 X 40 см в 3 л проявителя оставшийся раствор (бумагой было «унесено» около половины проявителя) несколько «состарился», но продолжал работать достаточно контрастно. Фиксаж потерял свою активность очень незначительно.

Применение фотобумаг № 4 и 5 в сочетании с вышеуказанными растворами позволяет получать хорошие фотографии даже с вялых негативов. Если негатив очень плохой, то необходимо воспользоваться хинон-тиосульфатным усилителем ИН-6.

Приведенный контрастный проявитель для фотографических бумаг дает возможность эффективно повышать также коэффициент контрастности и отчасти чувствительность пленки «Изопанхром» тип 17. В проявителе ФГ чувствительность пленки «Изопанхром» возрастает не более чем в два раза.

Из обращаемых фотокинопленок наиболее подходящими по контрастности являются пленки типа ОЧ-45.

Существует много способов повышения чувствительности обращаемых пленок: увеличением времени первого проявления, ослаблением пленки до чернения, применением специальных растворов для чернения, ослаблением после окончательной обработки. Как показала практика, наиболее подходящим оказался способ, предложенный А. Прохоровым («Советское фото», 1968, № 1). Повышение чувствительности достигается за счет увеличения времени первого проявления и дополнительного ослабления в осветлителе. Это позволяет в 6—8 раз увеличить чувствительность черно-белой пленки без потери контрастности. В результате позитив получается с чистыми Светами, чего часто весьма трудно достичь при стандартном проявлении.

А. Прохоров рекомендует следующую рецептуру первого проявителя и осветлителя (остальные растворы остаются стандартными).

Первый проявитель: сульфит натрия безводный — 25 г; фенидон — 0,2 г; гидрохинон — 5 г; сода безводная— 50 г; бромистый калий—2,5 г; бензотриазол (1%-ный раствор)— 6 мл; вода — до 1 л.

Осветлитель: сульфит натрия безводный — 12,5 г; серная кислота концентрированная— 1,75 мл; тиосульфат натрия — 20 г; вода — до 1 л.

В отбеливателе концентрация бихромата калия и серной кислоты увеличена в два раза.

Время первого проявления в 1 л свежего раствора первых 10 м нормально экспонированного материала при 20° С составляет около 4 мин. Время проявления последующих пленок равно времени проявления засвеченной пленки, когда на ней после отбеливания не остается молочного слоя непроявленного галоидного серебра.

Время осветления а свежем растворе при 20" С составляет 30—60 с, снятие вуали, видимой на засвеченных прозрачных участках в виде белесоватого налета,—2—4 мин, ослабление—5—7 мин.

Используя данный способ обработки обращаемых черно-белых пленок, нам удавалось проявить в 1 л раствора около 150 м пленки типа ОЧ-45 до 300—340 единиц ГОСТа без снижения контраста, а с понижением контраста — и до большей светочувствительности.

Экономичность растворов, возможность повышения чувствительности, получение чистых светов являются положительными сторонами данного способа обработки обращаемых фотокинопленок, который можно рекомендовать в качестве основного для любителей подводной фото- и киносъемки. Недостатком способа является необходимость контроля времени обработки. Так, после проявления в 1 л 150 м материала время проявления увеличивается до 9—14 мин, а осветление длится около 1,5 мин. К недостаткам относится и плохая сохраняемость бывших в употреблении растворов.