Подъем вверх килем

Танкер «Вайян Кутюрье», следовавший из Батуми вдоль Кавказского побережья с грузом бензина и мазута, 16 января 1944 года в 17 часов 45 минут в районе мыса Анакрия был атакован вражеской подводной лодкой. Выпущенная лодкой акустическая торпеда «пришла» на шум гребных винтов и взорвалась, Вода быстро заполнила машинно-котельное отделение, и судно кормой погрузилось на грунт на глубине 43 метра. Нос танкера в течение 11 часов возвышался над водой, после чего также затонул. Водолазы установили, что судно лежит на левом борту с креном в 90 градусов. Но сильное течение вскоре довернуло танкер до крена в 180 градусов. Течение быстро подмыло грунт, и все надстройки погрузились в него до самой палубы. Потеря танкера «Вайян Кутюрье» была весьма ощутима для фронта и флота.

Судоподъемные работы начались весной 1945 года. Проектом предусматривалось проведение работ в два этапа: сначала, предварительно удалив из танкера топливо, сжатым воздухом поднять его на поверхность воды вверх килем; затем отбуксировать на Сухумский рейд, где повернуть на ровный киль.

Техническое руководство подъемом танкера осуществляли инженеры А. Косарев, а поворотом — А. Фигичев. Водолазными работами руководил старейший водолаз Ф. Казаков.

Очень трудными оказались подводные работы по отмывке туннелей и откачке из танков горючего, с последующей заменой его сжатым воздухом. Мешали штормы и сильное течение. Работа на глубине 43 метра, а в туннеле более 50 метров требовала проведения декомпрессии водолазов.

В те годы декомпрессия проводилась в основном в подвесной беседке. Холодная вода и течение, отклоняющие водолазов от вертикали, осложняли работу. Спускались только опытные водолазы. К середине сентября 1945 года промыли туннели, откачали основную часть груза. Подавая небольшими порциями воздух, проверили герметичность танков и ввернули вентили в днищевые пробки. Затем в отсеки было подано 4500 кубических метров сжатого воздуха. 3 октября оторвалась от грунта и всплыла носовая оконечность танкера, а через три дня, после полной продувки всех танков,— и кормовая.

Судно вверх килем перевели на внешний рейд порта Сухуми, где у берега притопили. После этого оригинальным способом «на пятке» повернули махину на ровный киль, поставили в положение на плаву и передали в ремонт.

Подъем затонувшего танкера вверх килем.