Подводная фотография

«Обычно специалисты по водолазному делу, обозревая прошлое, упускают историческую перспективу во всем ее объеме и значении, оглядываясь с высоты современной техники на наивные, с их точки зрения, попытки деятелей прошлого работать «голыми руками»... *
К сожалению, большинство книг по подводной фотографии и киносъемке крайне поверхностно касаются вопросов истории предмета. Если имена зарубежных подводных фотографов довольно широко известны, то о работах русских мастеров, одних из ведущих конца XIX — начала XX веков, возможно найти сведения лишь в первоисточниках. Подводная фотография, а позднее и подводные киносъемки рассматривались лишь как эксперименты. Но подводная фотография уже в начале своего развития играла значительную роль и была распространена шире, чем принято считать.

*  Орбели Р. А. Исследования изыскания.— M.-Л.: Речиздат, 1947.
** Прингл П. Приключения под водой.— Л.: Гидрометиздат, 1964, с. 170.

Краткая история подводной фотографии

«Луи Бутан был первым человеком, начавшим подводное фотографирование. На этот раз обошлось без борьбы за приоритет. До него, кажется, никому в голову не приходила такая идея. Это не удивительно, если учесть, что даже наземное фотографирование во времена Бутана (в 1892 году) представлялось еще весьма мудреным делом» **.
7 января 1839 года член Парижской Академии наук, физик Д. Араго выступил с докладом об изобретении Л. Ж. Даггером и Ж. Н. Ньепсом фотографии. В 1856 году В. Томпсон и Кенион из Великобритании получили первую подводную фотографию. Обычная наземная фотокамера была помещена в деревянный ящик, переднюю стенку которого заменили стеклом. С помощью грузов бокс был опущен в реку Уэй. Затвор приводился в действие веревкой с поверхности воды. Для глубины 5,5 метра выдержка для мокрой коллоидной фотопластинки составила 10 минут. К разочарованию изобретателей, при подъеме на поверхность ящик оказался полным воды. Но после проявления фотопластинки на ней оказалось размытое изображение. Об этом факте В. Томпсон сообщил в лондонскую Академию искусств.
В ряде книг приоритет изобретателя подводной фотографии приписывается В. Бауэру (Германия).
Последующие подводные фотосъемки производились непосредственно водолазами.
В 60-х годах XIX века водолазное снаряжение позволяло опускаться на глубины до 45 метров и находиться под водой длительное время. В это время наиболее широкое распространение получили водолазные скафандры Кабироля (Франция).


Рис. 1. Водолаз с дыхательным аппаратом Рукероля-Денейруза без скафандра. (Из А. Кононова, 1892.)

В 70-х годах XIX века водолазами многих стран начали применяться скафандры и дыхательные аппараты Рукероля-Денейруза (рис. 1). Это снаряжение в различных модификациях находилось на вооружении водолазов до начала XX века. Использовалось также снаряжение, аналогичное современному трех или двенадцатиболтовому в основном фирмы Зибе, Горман и К° (Великобритания). Меньше применялись скафандры, оснащенные аппаратурой замкнутого цикла.
В конце 60-х годов XIX века Базин (Франция) занимался подводным фотографированием, погружаясь под воду как в скафандре, так и в водолазном колоколе. Применяя различные виды искусственного освещения, в том числе и электрическое (рис. 2), он получал качественные фотографии судов, затонувших на глубинах до 90 метров.
Большое влияние на развитие подводной фотографии в конце XIX — начале XX веков оказал профессор Л. Бутан (Франция). По традиции являясь водолазом, как все профессора зоологии Парижского университета, Л. Бутан получил первый подводный снимок в 1893 году. Занимался профессор Л. Бутан подводной фотографией около восьми лет. Некоторые его разработки боксов представляют интерес и в настоящее время. Например, он спроектировал и построил бокс, свободно пропускающий воду, а значит, не требующий прочной и тяжелой конструкции. Но оптическая схема объектива была рассчитана для применения на воздухе и подводное изображение получалось расплывчатым. Аналогичная фотокамера была построена лишь в 60-х годах нашего века.


Рис. 2. Подводное электрическое освещение Базина. (Из Н. Архиепископова, 1913.)

Другие конструкции боксов Л. Бутана обеспечивали большую глубину резкости. Размеры некоторых из них были довольно внушительны и при фотографировании нередко требовалась помощь других лиц или вспомогательных приспособлений (рис. 3). Одной из наиболее совершенных конструкций Л. Бутана был бокс со сменой экспонированных фотопластинок (рис. 4). Он устанавливался на ножках или на специальной раме, позволяющей снимать объекты под различными углами. Фотокамерой в боксе можно было управлять дистанционно — действием электрического или пневматического затвора.


Рис. 3. Л. Бутан фотографирует под водой. (Из Dobbsa, 1962.)

Рис. 4. Бокс конструкции Л. Бутана со сменой фотопластинок. (Из Н. Архиепископова, 1913.)
1 — ручка взвода и спуска затвора; 2 — ручка смены фотопластинок (до 6 шт.); 3 — зажим фланца бокса с крышкой; 4 — иллюминатор для наводки на резкость; 5 — иллюминатор для объектива фотоаппарата; 6 — гуттаперчевый баллон объемом 3 литра для компенсации давления воды.

Л. Бутаном широко применялись бленды для уменьшения влияния рассеянного света. Иногда для уменьшения волнения поверхности моря на нее наливали масло. Для облегчения наводки на резкость в условиях плохой освещенности для определения расстояния до объекта съемки применялись «усы».
Выдержка при фотосъемке составляла минуты или десятки минут, на больших глубинах — часы, поэтому Л. Бутан начал применять искусственное освещение.


Рис. 5. Лампа фирмы Зибе, Горман и К° с дуговыми электродами. (Из Зибе, Горман, 1873.)

Выбор источников освещения под водой в то время был весьма обширен: керосиновые, масляные, электрические фонари различной мощности, лампы с калильными горелками, ацетиленовые... В конце XIX века подобные лампы начали уступать место более совершенным, электрическим. Электрические лампы отличались как по силе испускаемого света, так и конструктивно. На рис. 5 изображена лампа фирмы Зибе, Горман и К° с дуговыми электродами. Ряд электрических подводных ламп был разработан русскими водолазными специалистами.
Л. Бутан, начав съемки с искусственным освещением, вначале использовал отражательные зеркала. Зеркала направляли солнечные лучи под воду на фотографируемый предмет.
Затем была сделана попытка применить свет магниевой вспышки, разработанной инженером Шофуром (Франция). Магниевая лента, изогнутая в виде спирали, надевалась на железный стержень, вделанный в резиновую пробку. Пробка плотно закрывала горлышко опрокинутого, емкостью 3 литра резервуара, наполненного кислородом. Возле магниевой ленты располагалась платиновая проволока, присоединенная к аккумулятору. При замыкании электрической цепи, производимом при помощи пневматического устройства, платиновая проволока накалялась и зажигала магниевую ленту. Для создания направленного света использовался рефлектор. Эта фотовспышка имела множество недостатков; от резкого перепада температур резервуар часто лопался, дым, образовывавшийся от сгорания магния, сильно ослаблял свет.
Последующая конструкция магниевой фотовспышки (рис. 6) предусматривала применение магниевых порошкообразных смесей. Зажженная свеча ставилась под стеклянным колпаком на бочку без дна объемом 200 литров. Колпак был притянут к бочке с помощью резиновой прокладки. Порошок магния вдувался водолазом с помощью груши и гуттаперчевой трубки, укрепленных снаружи бочки. Но и эта конструкция оказалась на практике неудовлетворительной.


Рис. 6. Применение Л. Бутаном магниевой вспышки. (Из Г. Шенка, Г. Кендалла, 1960.)

Самые лучшие подводные снимки были сделаны Л. Бутаном при использовании электрического освещения. Установка состояла из двух прожекторов с дуговыми лампами, аккумулятора для их питания, распределительного щита.
Работы талантливого ученого положили начало систематическому применению подводной фотосъемки для биологических работ уже в конце XIX века. Конструкции боксов Л. Бутана, его приемы фотосъемки получили известность и послужили отправной точкой для многих подводных фотографов.
В 1893 году в С.-Петербурге подводной фотографией занялись несколько человек, ничего не знавших о работах Л. Бутана.
В 1882 году был утвержден проект основания в Кронштадте водолазной школы, первые правила ее деятельности. Работники школы изобрели немало различных приспособлений и приборов для водолазного дела, в том числе и для подводной фотографии.


Рис. 7. Подводный электрический фонарь лейтенанта Е. П. Тверитинова. (Из Л. Фигье, 1894.)

В 1885 году лейтенант Е. П. Тверитинов разработал электрический подводный фонарь (рис. 7). Вопросами подводного освещения занимались лейтенант Колбасьев, Хотинский и И. Костович. Доктором Ф. Шидловским в 1893 году были начаты опыты по фотографированию под водой. С 1896 года фотографированием под водой занимался врач школы Н. А. Есипов. При фотосъемке использовалось электрическое освещение.
Бокс для подводного фотографирования и другое водолазное снаряжение, разработанные русскими специалистами, получили высокую оценку на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году и на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году.
Вопросами подводной фотографии в России в конце XIX—начале XX веков занимались доктор Храбростин, мичман Серичевский, штурманский поручик Бровкин, лейтенант Кононов. Но начинания русских подводных фотографов не получили известности за границей и были вскоре забыты и в самой России.
Подводные фотографы постепенно совершенствовали средства и методы съемок. Э. По (Франция) начал применять светофильтры. Он же считается изобретателем пирамиды ясной видимости. В начале XX века появились книги, иллюстрированные подводными фотографиями — Ф. Шоу, Е. Робинсон «Море и его история» (1910), Г. Геллер «Морские чудеса» и др.
Первая мировая война стимулировала развитие подводной фотографии в военных целях. Правительством США была использована фотоустановка Г. Гартмана — инженера-электрика и подводного исследователя (США) для фотографирования затонувших судов с целью обозначения их на карте. Установка состояла из рамы и укрепленных на ней фотокамеры, электромотора с винтами и прожектора. Для этих же целей английское Адмиралтейство заказало фирме Зибе, Горман и К° фотокамеру с боксом и тремя прожекторами.
После окончания первой мировой войны был построен, по-видимому, самый большой бокс для подводных съемок. Фирма Зибе, Горман и К° создала его для Франции. Он предназначался для фотосъемок затопленных угольных шахт. Это сооружение было оснащено четырьмя фотоаппаратами, ртутными лампами для освещения, имело габариты 1X1X1.5 метра и массу около 1 тонны.
В 1926 году В. X. Лонгли и Ч. Мартин (США, Национальное географическое общество) получили первую подводную цветную фотографию. Фотографирование производилось с искусственным освещением (магниевая вспышка). На экспозицию расходовалось около 300 граммов магния. Это позволило снимать на глубине до 4—5 метров.
В 1925 году США организовали глубоководную экспедицию для исследования затонувшего города в Неаполитанском заливе. Намечалось широко применять подводную фотографию для изучения глубоководной фауны и флоры, морского дна. В нашей стране в работах Эпрона подводную фотографию планировалось применять при наблюдениях за морскими глубинами из различных  глубоководных камер. Р. А. Орбели неоднократно писал о необходимости применять подводную фотографию в подводной археологии, о ее важности как методе исследования.
Число энтузиастов, занимающихся подводной фотографией как в профессиональных, так и в любительских целях, возрастало. В 1930 и 1934 годах В. Биб и О. Бартон получили подводные снимки с глубины более 2 километров. Следует также отметить имена подводных фотографов Ле Приера (Франция), Г. Хасса (Германия), В. Ромера и Р. Войтушняка (Польша). Создается ряд фирм по производству аппаратуры для подводных фотосъемок — «Фенджон» (США) и др.
В 1940 году Эвинг, Вайн и Ворзель в Вудс -Холлском океанографическом институте (США) заложили основу планомерного изучения морского дна на больших глубинах с помощью глубоководной фотографии. Оснащенные импульсными осветителями, автоматическим управлением приборы для глубоководных фотосъемок позволили получить фотографии с глубин в несколько тысяч метров.
В годы второй мировой войны подводная фотография применялась для нужд аварийно-спасательных работ.
Во второй половине 40-х — начале 50-х годов приобретают известность подводные фотографы разных стран: Ж.-И. Кусто, Ф. Дюма, Ф. Диоле, Д. Ребиков, Тайе, Бруассард, Дж. Гринберг, Л. Марден, С. де Сазо, М. Рокка, Г. Хеберляйн, В. Хигнесс, П. Тзимоулис и многие др.
В СССР как любительская, так и научная подводная фотография начала интенсивно развиваться в середине 50-х годов. Первые самодельные фотобоксы были разработаны и изготовлены инженерами спортсменами-подводниками В. Суетиным, А. Массарским, Ю. Астафьевым. В начале 60-х годов был опубликован ряд руководств по подводной фотографии О. Хлудовой, О. Соколова, В. Ажажы, А. Рогова, А. Массарского. Ю. Транкеиллицкий, В. Джус, А. Майер, М. Пропп, В. Лощилов успешно применили подводную фотографию в научных и спортивных целях в различных условиях: в тропиках, в Арктике и Антарктиде. Всемирно известны также глубоководные исследования с применением подводной фотографии профессора МГУ Л. А. Зенкевича.
В СССР во многих институтах созданы группы подводных исследований, широко применяющие подводную фотографию в биологических, геологических, океанографических исследованиях. ПИНРО, ТИНРО, ЛГМИ, ИнБЮМ и другие институты разрабатывают оригинальную конструкцию подводной фотосъемочной аппаратуры, методики подводных съемок.
В настоящее время подводная фотография применяется во всех исследованиях, связанных с океаном.