Подводные киносъемки

Официальный год рождения кино — 1895-й, когда в Париже состоялась первая публичная демонстрация кинофильмов братьев Люмьер.

Спустя несколько лет кинематографисты обратились и к подводной тематике, правда, используя киносъемку через аквариум (рис. 8).


Рис. 8. Схема киносъемка через аквариум. (По Ж. Садулю 1958.)

Известный французский создатель фильмов Ж. Мельес широко использовал такие съемки для фильмов «Водолазы за работой», «Взрыв на крейсере «Мэн» (1898), «Подводная экскурсия к «Мэн» (1898), «Царство фей» (1903).

Эти фильмы с видами подводного мира, труда водолазов и их приключений пользовались немалым успехом. Схема киносъемок Ж. Мельеса была проста, давала хороший результат и в дальнейшем часто использовалась другими кинематографистами. Профессор М. Дункан использовал этот прием для создания серии фильмов «Морская фауна». Часто подобной схемой киносъемки пользуются и в настоящее время.

Дж. Вильямсон (США) считается первым подводным кинооператором. В 1913 году он впервые произвел киносъемку под водой. В 1914 году по заданию Голливуда он отправился в составе киноэкспедиции к Багамским островам для съемки приключенческого фильма «Двадцать тысяч лье под водой». Экспедиция была оснащена специально оборудованным судном. В колодец в днище судна опускалась шахта из колец с водонепроницаемыми фланцами (рис. 9). Набор колец позволял составлять шахту длиной до 30 метров, но обычно для съёмок хватало глубины погружения 3—6 метров. Шахта оканчивалась кабиной для оператора — полым железным шаром с приделанной блендой-конусом, которая в вершине имела переборку с двумя стеклами. Верхнее служило для наблюдения, нижнее — для киносъемок. Основание конуса герметично закрывалось стеклом толщиной 35 миллиметров. Внутри бленды компрессором поддерживалось противодавление. Подобное оборудование обеспечивало высокое качество съемки: бленда длиной около 2 метров играла роль воздушной пирамиды и исключала влияние рассеянного света. Для освещения использовались ртутные лампы. Установка получила название «фотосфера».


Рис. 9. Фотосфера Дж. Вильямсон» (Из Н. Кудряшова, 1960.)

В этой киносъемочной экспедиции Дж. Вильямсон не ограничился ролью подводного кинооператора: перед объективом кинокамеры он сражался с настоящей акулой и убивал ее. Эта сцена фильма «Подводная экспедиция Вильямсона» имела огромный успех. Дж. Вильямсон снял и другие фильмы с использованием подводных съемок: «Подводный глаз», «Девушка из моря» и т. д.

В 1925 году подводная киносъемка использовалась Средиземноморской экспедицией США. В других странах подводные наблюдательные камеры также стали оснащаться кинокамерами. В конце 20-х годов подводная киносъемка была применена для научных целей — исследования морской флоры и фауны.

В СССР аппаратуру для подводной киносъемки впервые разработал и построил кинооператор студии Моснаучфильм Ф. Леонтович в 1933 году. Аппарат был круглой формы, имел устройство для создания противодавления. Кассета кинокамеры содержала 120 метров 35-миллиметровой пленки. С помощью этой аппаратуры были сняты под водой кадры к кинофильму «Гибель «Орла».

Во время второй мировой войны подводная киносъемка развивалась в военном направлении. Честерман и Коллинз (Великобритания) разработали подводную киносъемочную аппаратуру. Лейтенант ВМФ Великобритании Дж. Ходжес создал серию подводных фильмов для военно-морского министерства, но фильмы оказались зрелищными и пошли в кинопрокат. Позднее Дж. Ходжес принимал участие в подводных съемках художественных фильмов «Победители глубин» и «Утреннее всплытие».

Первый подводный фильм Кусто, Тайе, Дюма открыл миру талантливых французских любителей подводных киносъемок. Известный фильм Ж.-И. Кусто «В мире безмолвия» был удостоен в 1956 году «Золотой пальмы» на Каннском кинофестивале. Ряд подводных фильмов создал в 40—50-х годах подводный фотограф Г. Хасс.

В это же время сняты «Шестой континент» (Италия), «Охотники глубин» (США), «Двадцать тысяч лье под водой» (США, У. Дисней).

Со временем тематика подводных фильмов стала разностороннее. Появляются и коммерческие фильмы.

В СССР также был снят ряд фильмов с подводными съемками — «Человек-амфибия», «В Тихом океане», «Последний дюйм», «Пираты XX века».

Подводной фотографии и подводной киносъемке, как и любой новой странице науки и техники, отдано немало сил, средств и даже человеческих жизней. Опыт наших предшественников, работавших с несовершенной, с современной точки зрения, аппаратурой, но во многом оригинальной, даже иногда превосходящей по смелости идей и решений современную, вызывает уважение перед неугомонностью человеческой мысли, стремящейся постоянно познавать и создавать новое.