Подводный аппарат «Риф»

Подводный аппарат «Риф» (обитаемый, самоходный, с ограниченной автономностью плавания). Предназначен для доставки специалистов на глубину до 100 м в целях изучения подводных объектов, сбора гидробионтов с помощью манипулятора и подводного фотографирования. Масса аппарата 2600 кг, длина 4,2 м, ширина 1,8 м, высота 1,9 м. Рабочая автономность до 4 ч, аварийная не менее 90 ч. Максимальная скорость до 2 узлов, крейсерская 1,3 узла, вместимость 2 человека.

Для маневрирования аппарата имеется маршевый двигатель, расположенный в корме, горизонтальные подруливающие двигатели находятся в носу и корме, вертикальный подруливающий двигатель — в носовой ферме. Аппарат способен осуществлять продольные, вертикальные и лаговые перемещения в надводном и подводном положении. В надводном положении обеспечен круговой обзор. Прочный корпус «Рифа» заключен в легкую оболочку, в ее выступающих частях и в киле размещено забортное оборудование. В двух цилиндрических отсеках (снизу аппарата) установлены аккумуляторная батарея и электрокоммутационная аппаратура. Легкий корпус изготовлен из отдельных панелей, что упрощает доступ к любому агрегату.

В прочном корпусе расположены приборы и пульт управления, система жизнеобеспечения, средства связи и навигации. Экипаж размещается на лежаках. Наблюдения ведутся через два сферических иллюминатора (диаметром 400 мм), находящихся в нижней части прочного корпуса и через семь иллюминаторов (диаметром 100 мм), расположенных в рубке. В верхней части рубки находится входной люк диаметром 540 мм.

На носовой ферме (в зоне видимости иллюминаторов) установлен исполнительный механизм манипулятора грузоподъемностью 10 кгс, с шестью степенями свободы. Рядом расположена автоматическая фотокамера на 500 кадров (пленка 35 мм) и импульсный светильник. Фотокамера управляется оператором, либо работает автоматически с интервалом 12—20 с.

Плавучесть аппарата «Риф» обеспечивается так же, как и аппарата АПХ-1. Для продува уравнительных цистерн имеется в запасе 4 баллона сжатого воздуха (давление 200 кгс/см2). Кроме того, предусмотрен твердый балласт, обеспечивающий дополнительную плавучесть 65 кгс.

Привод маршевого и подруливающих двигателей, работу манипулятора, механизма кассеты со сменным инструментом, перемещение аккумуляторных батарей для придания необходимого дифферента осуществляет система гидравлики.

Система жизнеобеспечения (регенерационного типа) поддерживает содержание углекислого газа на уровне не более одного процента, кислорода— 19—25 процентов при периодическом контроле атмосферы бортовыми газоанализаторами. В аварийном случае экипаж имеет возможность дышать через легочные автоматы, подключенные к бортовой сети воздуха высокого давления. Аварийный выход под водой осуществляется на аквалангах АВМ-5, после затопления отсека через специальный клапан. Предусмотрен всплывающий сигнальный буй с радио- и светомаяком.

«Риф» эффективно используется на Черном море: при картировании дна, в ходе работ на мидийных плантациях и других работах. Зимой 1987 года экипажу аппарата «Риф», переброшенному на Каспийское море, удалось быстро при неустойчивой погоде, сильном ветре, плохой видимости обнаружить на глубине 65 м повреждение магистрального трубопровода, которое было ликвидировано водолазами-ремонтниками.

Работу с обитаемыми подводными аппаратами обеспечивают несколько экипажей гидронавтов, группы обслуживания, суда для спуска и подъема.