С кинокамерой под воду
Освещенность, кинопленка, экспозиция...
Прежде чем проверить ремни, сочленения всех узлов и давление в акваланге, надеть гидрокостюм, спросите себя: а знаю ли я точно, какая температура и прозрачность воды в акватории, где будет производиться съемка? Не изменилось ли там течение? Не поднялись ли осадочные взвеси, не появилась ли пелена планктона. Ведь подобные помехи не позволят проводить съемку. Короче говоря, чтобы не тратить впустую и время и пленку, обязательно проведите разведку предполагаемого места съемок. Это нужно сделать, учитывая, что наилучший час для съемок — полуденный, когда солнце находится в зените, и есть возможность диафрагмирования для увеличения глубины резкости фона. Нельзя забывать и о коэффициенте отражения света водной поверхностью, который зависит от степени ее волнения и от угла падения световых лучей.
Для подводных съемок предпочтительнее брать контрастную пленку, ведь вода рассеивает свет значительно сильнее, чем воздух, в ней всегда находятся те или иные взвешенные частицы ила, песка, планктона, что и приводит к снижению резкости изображения. При проявке или печати этот недостаток корректируется.
В нашей стране для подводных съемок кинолюбители обычно применяют цветные обращаемые (ЦО) кинопленки как при естественном — дневном освещении (ЦО-Д), так и при освещении объекта лампами накаливания (ЦО-Л). Основные их параметры по ГОСТу даны в табл. 1.
Наименование пленки | Светочувствительность, ед. ГОСТа | Коэффициент контрастности | Разрешающая способность (не менее), лин/мм |
ЦО-22Д ЦО-32Д ЦО-90Л ЦО-180Л |
22 32 90 180 |
1,8—2,0 1,8—2,0 1,5 1,5 |
60 50 70 70 |
Кинолюбители пока еще довольно редко используют при подводных съемках цветные негативные пленки. И все же, заглядывая в перспективу, представляем в табл. 2 наиболее распространенные.
Наименование пленки | Светочувствительность, ед. ГОСТа | Коэффициент контрастности | Разрешающая способность (не менее), лин/мм |
ЦД-4 ЦНЛ-65 |
45 65 |
0,7—0,8 0,6—0,8 |
58 58 |
Негативная немаскированная пленка ЦД предназначена для съемок при дневном свете, а маскированная — ЦНЛ для съемок при искусственном освещении. Однако последняя годится и для работы при естественном освещении, конечно, при использовании оранжевого светофильтра и снижении ее светочувствительности вдвое.
Что касается цветных позитивных пленок, предназначенных для печатания копий с маскированных и немаскированных негативов, изготовления контратипов и промежуточных позитивов, а также печатания монтажного материала или фильмов с обратимой пленки, то наиболее распространенные из них приводятся в табл. 3.
Наименование пленки | Светочувствительность, ед. ГОСТа | Коэффициент контрастности | Разрешающая способность (не менее), лин/мм | Примечание |
ЦП-8Р ЦП-10 ЦО-5 |
0,15 0,3 0,4 |
3,0 3.0 1.1 |
100 290 70 |
Для печатания позитивов с любых цветных негативов при освещении лампами накаливания То же Для печатания копий с цветных диапозитивов при искусственном освещении |
Улучшать цветопередачу пленки, отснятой в подводных условиях, выявлять баланс цветного изображения можно в какой-то мере в процессе печатания с помощью соответствующих корректирующих светофильтров. Этого же можно достигнуть и при химической обработке пленок послойно специальными растворами, бее эти процессы, многосторонние и трудоемкие, требуют не только большого опыта, но и особой специализации.
Невозможно не упомянуть о черно-белой пленке при съемках под водой. Несмотря на довольно длительный опыт ее использования, она «не пришлась ко двору» из-за многоцветности населения морских пространств и глубин. И правильно, что не пришлась. Мы еще остановимся на главнейшей причине подобного негативного отношения к черно-белой пленке. И все же кинолюбители частенько прибегают к ее помощи при съемках техники подводного плавания, испытания подводного снаряжения и фиксирования рекордов. Короче говоря, черно-белая пленка выручает везде, где требуется запечатлеть сам факт происходящего под водой, где не важен цвет. Кинолюбители прибегают к ней и при создании цветных фильмов, особенно при съемках глубинных объектов, где цветная пленка уже «не вытягивает», а искусственное освещение по тем или иным причинам применить невозможно. Потом, при печати, такой фрагмент фильма порой подвергается химической обработке специальным тонирующим раствором, в результате воздействия которого металлическое серебро в фотослое замещается окрашенным соединением другого металла. При этом изменяется цвет экспонированных участков изображения, остальные же остаются неокрашенными. Таким образом черно-белый позитив обретает не только коричневые, синие и красные тона, но и любые другие цвета и оттенки, к примеру, зеленовато-голубоватые, почти одноцветные, соответствующие действительному восприятию человеческим глазом глубинного ландшафта без его освещения искусственным светом.
Тип кинопленки | Светочувствительность, ед. ГОСТа | Коэффициент контрастности | Разрешающая способность, лин/мм | Плотность вуали | |
Для дневного света | Для ламп накаливания | ||||
КН-3 ВЧ(КН-4) ОЧ-45 ОЧ-180 МЗ-З |
90 350 45 180 350 |
65 500 32 250 5 |
0,65 1,0 1,4 1,3 3,0 |
78 73 85 73 100 |
0,15 0,20 0,05 0,05 0,05 |
В табл. 4 приводятся основные характеристики черно-белых пленок отечественного производства, применяемые при подводной съемке, а также в печати. Их условные обозначения: КН — негативная, ОЧ — обращаемая, МЗ — позитивная мелкозернистая.
Итак, с кинопленками все уже, кажется, ясно? Можно брать в руки кинобокс и идти на погружение?
Нет, рановато...
Сейчас самое время, сделав некоторое отступление от берега, усложнить будущую задачу...