Танк на пьедестале

Этот танк не был бы извлечен на свет после тридцатидвухлетнего пребывания на двадцатиметровой глубине реки Северский Донец, не произойди наша встреча с Яковом Яковлевичем Кириченко — председателем общества охраны памятников города Красный Лиман. Но обстоятельства свели нас вместе в ноябре 1974 года на озере Подпесочном. Яков Яковлевич фотографировал там место стоянки древних людей, а мы, аквалангисты, производили тренировочные погружения. Разговорились. И услышали волнующую историю военных лет — о действиях бронетанкового корпуса, громившего врага в Краснолиманском районе, о ледовой переправе под вражеским огнем через Северский Донец, о танке Т-34, провалившемся под лед вместе с механиком-водителем. Было это в самом начале февраля 1943 года. Водолазная служба Донецкой ЦОСС занималась поисками танка, но безуспешно. Видно, сыграли свою роль паводки, да и русло сместилось.

Не попробовать ли поискать танк с аквалангом? Предложение Кириченко увлекло.

И вот мы на месте предполагаемой переправы. По нашу сторону в 5 километрах поселок Дробышево, на другом берегу — село Пришиб. Ширина реки в этом месте около 70 метров.

Небо низкое, свинцово-синее. Сыпет снег. Облачившись в гидрокостюм, погружаюсь, чтобы осмотреть первый намеченный участок — 70 на 100 метров. Видимость под водой — до полуметра...

В начале поиска наша группа насчитывала четыре человека. Кроме меня, в нее входили Дмитрий Иванович Шмуля, Евгений Яковлевич Шеин, Николай Трофимович Труш — слесари локомотивного депо города Красный Лиман. Они никогда не занимались подводным спортом, но без них поиск был бы невозможен.

Все мы готовы были трудиться для достижения нашей цели каждый свободный день и час. Сделали плот на четырех бочках-понтонах, лебедку и шестнадцатиметровый щуп. Передвигаясь по тросу, натянутому через реку, прощупывали дно через каждые метр-два. Если щуп натыкался на металл, под воду спускался аквалангист. Он зондировал дно четырехметровым щупом, пока не устанавливал, что за предмет обнаружен, каких он размеров. Пересекали таким образом реку, перецепляли трос и все начинали заново. Так было прозондировано более трех тысяч квадратных метров. Работа продолжалась и зимой путем подледных погружений.

С наступлением весны к нам присоединился Владимир Семенихин. Семенихин — аквалангист, техник научно-производственного объединения «Автоматгормаш». Вместе с ним изготовили прибор по типу миноискателя, чувствующий наличие металла под грунтом до 4 метров.


Члены группы поиска. Слева направо: А. Жилин, Б. Гусак, В. Семенихин, Г. Труш

Из танка извлекли боевое снаряжение.

В 1975 году танк установлен на Гвардейской площади города Красный Лиман.

К тому времени мы уже обнаружили посреди русла большой пологий холм высотой в несколько метров. Он нас очень интересовал. Холм на самом течении могло образовать только какое-то препятствие. И вот прибор определил в холме металл.

На следующий день установили на плоту пожарную помпу. Спускаемся с Владимиром Семенихиным на дно реки, держа а руках ствол пожарного рукава. Словно сливочное масло начинает вытаивать холм от мощной струи воды. Но до брони башни еще далеко — 3,5 метра по щупу.

Райисполком выделил нам пожарную машину. Три недели каждый день с утра до полной темноты размывали мы песок. И вот настал день, когда мои пальцы коснулись брони башни.

От радости хочется пробкой вылететь на поверхность. Но годы занятий подводным спортом научили строгой дисциплине. Иду вслед за пузырьками воздуха. А они мучительно медленно преодолевают восемнадцатиметровый путь наверх...

Возможности пожарной машины исчерпаны. Докладываем о нашей работе председателю райисполкома, и нам доставляют земснаряд. И вот я устанавливаю под водой его всасывающую трубу, стоя на башне танка в трехметровой яме.

Земснаряд заработал. Песок плыл и плыл в место отсоса, и, казалось, его запас никогда не иссякнет. Но к концу второй недели танк все же освободился из плена и ощетинился снарядами в полусгнивших ящиках. В полнейшей темноте на ощупь пересчитываем их с Володей. Всего сорок штук, значит, было восемь ящиков.

Прибыли саперы из округа. Предстоит по одному вынести снаряды на поверхность. К каждому из них привязываем поплавок, чтобы в случае утери легче было обнаружить круговым поиском. Несмотря на все наши усилия, работа продвигается медленно. Но со временем все снаряды с большими предосторожностями доставлены на берег.

22 июня 1975 года кольцами укладываем на наш понтон трос.

Два троса связали танк и берег. Два трактора С-100 и танковый тягач мощью всех своих лошадиных сил устремились вперед. Система полиспастов словно струны натянула тросы. Дыхание замерло. На поверхности появились пузырьки, буй, привязанный к танку, поплыл вперед и вдруг замер — лопнул трос... Идем под воду вязать его. И так — три раза.

26 июня были доставлены тросы большого диаметра. Буй, обозначающий танк, не останавливаясь, поплыл к берегу.

Лопаточкой и руками освобождаем танк от песка. Находим снаряды, извлекаем ручной пулемет, гранаты Ф-1, пачки патронов, пулеметные диски и останки неизвестного механика-водителя. Рядом с ним был планшет без документов. Сохранился брючный ремень с выгравированным на пряжке самолетом. Найдена в танке ложка с буквами Н. В.

Останки воина с почестями были захоронены в поселке Дробышево Краснолиманского района Донецкой области, а танк ко Дню танкистов был установлен на постаменте в городе Красный Лиман. Он стал памятником Славы танкистам, освобождавшим Донбасс.

На этом поиск не закончился. Были написаны письма в архивы, в редакции областных газет, генералу армии Д. Д. Лелюшенко.

И вот из Центрального архива Министерства обороны СССР получен ответ.

В январе 1943 года частям и соединениям подвижной группы генерал-лейтенанта М. М. Попова Юго-Западного фронта была поставлена задача выйти на рубеж Северский Донец и форсировать его на участке Богородичное — Лисичанск. В районе населенного пункта Пришиб в начале февраля 1943 года по льду переправлялись танки 3-го танкового корпуса.

В сведениях о потерях материальной части 51-й танковой бригады этого корпуса на 4 февраля 1943 года указано, что при переправе через Северский Донец в 5 километрах западнее Дробышево утонул танк Т-34. В донесении начальника политического отдела 51-й танковой бригады указывается: «...С 1 по 6 февраля в бригаде имеются потери... танков Т-34—2, один из них во время переправы через Северский Донец затонул, вместе с танком утонули механик-водитель и стрелок-радист».

Танки Т-34 были на вооружении 1-й роты 255-го танкового батальона бригады. В одной из ведомостей этой роты за январь, где личный состав записан по экипажам, под порядковыми номерами 20, 21, 22 значатся механик-водитель А. И. Кузнецов первого года службы, пулеметчик (радиотелеграфист) Г. И. Агафонов первого года службы, командир башни В. И. Наймут. Против первых двух фамилий стоит отметка «утонул», против последней — «в пути». В другом списке роты В. И. Наймуш учтен как В. И. Наймушин. Пожалуй, в принадлежности ложки с буквами В. Н., найденной в поднятом со дна реки танке, можно не сомневаться.

По архивным документам, танк затонул с двумя членами экипажа. Со дна реки он был извлечен с останками одного танкиста. Очевидно, другой выбрался из танка, но был унесен течением под лед и погиб. Кто из двоих остался в танке и похоронен сейчас в поселке Дробышево, установить пока не удалось.

Командиром 51-й танковой бригады на начало февраля 1943 года был полковник В. В. Ажгибков, начальником политотдела — батальонный комиссар В. Г. Подобед, командиром 255-го танкового батальона — капитан И. И. Мееровский, командирами танков батальона: лейтенанты Н. Г. Зотов, Н. И. Кабзан, X. М. Коков, Н. С. Писаренко, А. И. Понимаш, младшие лейтенанты П. Ф. Бондаренко и Н. А. Зыков.

Надеемся, эти сведения помогут до конца раскрыть судьбу экипажа танка, поднятого из Северского Донца.