Современная тренировка подводных пловцов

Для сборной команды Москвы используется двухцикловое годовое планирование тренировки. Это значит, что годовой тренировочный процесс состоит из двух подготовительных, двух соревновательных и одного переходного периодов. По такому сдвоенному циклу тренируются почти все сильнейшие спортсмены-подводники страны.
В течение многих лет календарь всесоюзных соревнований составляется так, что в конце каждого цикла проводятся крупные соревнования. Первый цикл завершают республиканские соревнования (февраль) и кубок Советского Союза по скоростным видам подводного спорта (март). Второй цикл начинается в апреле. Он более ответственен, чем первый, так как в летнем периоде проводятся чемпионат СССР, первенство Европы, ряд международных встреч. После окончания соревнований второго цикла спортсменам предоставляется отдых для восстановления сил (переходный период). Длительность его — один месяц. Этим и заканчивается тренировочный процесс спортивного сезона.
На первом этапе подготовительного периода спортсмены-подводники-скоростники довольно часто делают ошибку — форсируют свои тренировки, плавая в основном на скорость. В итоге пик спортивной формы наступает слишком рано, и на соревнованиях наблюдается остановка в росте спортивных результатов или их снижение.
На первом этапе подготовительного периода особое внимание следует уделять общей физической подготовке — главному средству развития скоростно-силовых качеств спортсменов. Усиленные занятия общей физической подготовкой могут замедлить рост скорости плавания и даже сказаться отрицательно на технике плавания, но позднее принесут свою пользу. Наглядным доказательством этого утверждения может служить пример сборной команды Москвы.
В 1975 году сборная команда Москвы в зависимости от мест тренировки была разделена на две группы. Занятия начались с середины сентября. Спортсмены первой группы начинали их с общей физической подготовки (2—2,5 часа), после чего проплывали в ластах в спокойном темпе около 3 километров. Спортсмены второй группы в силу своей занятости совершенно не занимались общей физической подготовкой, но за одну тренировку проплывали по 8—9 километров. С нового года началось «сужение» тренировочного процесса, то есть уменьшение объема проплываемых дистанций и увеличение интенсивности плавания.
Вторая группа, которая занималась только в бассейне, приобрела спортивную форму значительно раньше, чем первая, и на тренировках показывала лучшую скорость. И тем не менее к чемпионату Вооруженных Сил и кубку СССР обе группы были в хорошей спортивной форме и показали результаты, близкие к своим лучшим достижениям.
Второй этап подготовки сборная команда Москвы начала с апреля. Теперь первая группа занималась общей физической подготовкой по 1 — 1,5 часа в день. Подготовка состояла преимущественно из спортивных и подвижных игр. После них спортсмены проплывали в умеренном и среднем темпе около 5 километров. Вторая группа тренировалась только в бассейне и выполняла в основном большие нагрузки, такие как: 4x2000 метров (отдых между отрезками 1—2 минуты); 8x1000 метров (отдых— 1 минута); 80—90x100 метров (отдых 30—50 секунд); 10x800 метров (отдых — 40—90 секунд); 20x400 метров (отдых — до 1 минуты).
В соревновательном периоде началось интенсивное увеличение скоростных нагрузок. «Подведение» к соревнованиям было для всех членов сборной команды Москвы одинаковым. Однако лучшие результаты и на первенстве столицы, и на первенстве СССР показали спортсмены первой группы.
Все это говорит о том, как важно правильное сочетание общей физической и плавательной подготовки для того, чтобы спортсмены в течение всего спортивного сезона смогли выдерживать большие нагрузки. Методически грамотно построенная подготовка подводных пловцов характеризуется не постепенным (в течение всего года) улучшением результатов, а способностью спортсменов показывать лучшие результаты в заранее намеченные сроки.


Соотношение общей физической А и плавательной подготовки Б спортсменов высокого класса при сдвоенном цикле.
Периоды: 1-й — специальная физическая подготовка; 2-й — плавательная подготовка; 3-й — переходный период; 4-й — подготовительный; 5-й—соревновательный.

Какие же выводы можно сделать, проанализировав тренировочный процесс и выступления сборной команды Москвы в спортивном сезоне 1974/75 годов?
Из-за преобладания в тренировке спокойного плавания некоторые спортсмены во время подготовки к первенству СССР плавали «лениво». Ряд спортсменов команды из-за слабо развитых специальных качеств и отсутствия должной физической подготовки не были способны сохранить нужную скорость до конца дистанции и вторую половину, последнюю треть или четверть дистанции проплывали слабее, именно здесь проигрывая.
Еще одной серьезной причиной плохого выступления сборной команды Москвы на первенстве СССР была слабая волевая подготовка спортсменов. Многие из команды во время соревнований находились в состоянии «волевой скованности». У них отсутствовали уверенность в своих силах, желание вступить в борьбу.
Как же должен быть построен тренировочный процесс, какие факторы должен учитывать тренер в работе со спортсменами?
В процессе занятий, особенно в подготовительном периоде, рекомендуется уделять особое внимание совершенствованию техники плавания. Чтобы лучше ее проанализировать, нужно обязательно использовать объективные методы фиксации движений (кинофильмы, кинограммы), а также смотровые окна, через которые движения спортсменов видны без искажений.
При анализе техники плавания спортсмена тренеру следует останавливать свое внимание на следующем: ритмично ли работают ноги спортсмена? Не слишком ли сильно его тело вращается вокруг продольной ось? Каково согласование движений? Соблюдается ли ведущая роль работы ног? Соблюдается ли оптимальный угол атаки, способствующий снижению гидродинамического сопротивления во время плавания? Согласуется ли ритм дыхания с темпом движения? Нет ли нарушения в координации движений ног, рук и головы? Соблюдается ли оптимальная амплитуда движений ног и рук? Сохраняется ли оптимальный угол сгибания коленного сустава?
Выявив недостатки в технике движений, тренер определяет упражнения для их устранения. Впоследствии обязательно проводятся контрольные проверки техники спортсмена, намечаются новые упражнения для устранения еще имеющихся недостатков.
Решающее значение в подготовке подводных пловцов имеет уровень интенсивности физической нагрузки (отношение упражнений, выполняемых с повышенной нагрузкой, к их общему объему) и уровень интенсивности упражнений. Существуют два варианта классификации уровня интенсивности упражнений. При первом варианте уровень интенсивности выполнения упражнений характеризуется следующим образом: свободно, вполсилы, в три четверти силы, в полную силу. При втором варианте интенсивность плавания определяют в процентах от максимально возможной скорости (80—75 процентов — малая скорость, 85 — умеренная, 90 — большая, 95 — околопредельная, 100 — предельная).
Величины вполсилы, в три четверти силы и другие являются условными. И все же спортсмены-подводники довольно быстро привыкают мобилизовать строго соответствующее заданию количество физической энергии. Иначе говоря, когда бы ни предложили спортсмену плыть под водой или по поверхности в три четверти силы, он субъективно будет чувствовать одну и ту же степень мобилизации сил, то есть будет выполнять работу заданной интенсивности.
Тренеру с первых же дней работы со спортсменом необходимо развивать его общую и специальную выносливость.
Выносливость — это способность человека противостоять утомлению при любом виде деятельности. В спортивной практике ее условно делят на общую и специальную. Под общей подразумевается способность спортсмена выполнять в течение длительного времени разнообразную работу, связанную с большой физической нагрузкой. Специальная выносливость подводного пловца заключается в способности сохранять высокую скорость на протяжении всей дистанции, на которой он готовится выступать на соревнованиях. Специальную выносливость спортсмена-подводника называют скоростной.
Скоростную выносливость вырабатывают специальными упражнениями, в которых нагрузки и отдых рассчитаны так, чтобы во время отдыха функциональное состояние организма спортсмена восстанавливалось не полностью.
К упражнениям, развивающим скоростную выносливость, относятся: проплывание коротких и средних дистанций (от 10 до 800 метров), серии (nx50 метров, nx200 метров и т. д.) и их сочетания (nx400 метров + nx50 метров; nX800 + nx25 метров и т. д.) при частоте пульса 170— 180 ударов в минуту и отдыхом до пульса 120 ударов в минуту (неполное восстановление), а также многократное проплывание средних и длинных дистанций (от 200 до 300 метров и более) или коротких отрезков от 10 до 200 метров с интенсивностью 85 процентов и восстановлением пульса до 120 ударов в минуту (неполное восстановление).
Для квалифицированного спортсмена-подводника, специализирующегося в скоростном плавании в ластах, недельный план тренировки выглядит примерно так:
1-й день: 6 серий 5 x 200 метров с интервалом 30—40 секунд и отдыхом между сериями 2—3 минуты.
2-й: 5X800 метров с интервалом 2 минуты и 4 серии 6X100 метров с интервалом 30 секунд и отдыхом между сериями 2—3 минуты.
3-й:   2 серии 4x400 метров с интервалом 30—40 секунд и 4 серии 10x50 метров с интервалом 15—20 секунд и отдыхом между сериями 2—3 минуты.
4-й:   10X800 метров с интервалом 1 минута и интенсивностью 90 процентов.
5-й:   8 серий 10x100 метров с интервалом отдыха 15—20 секунд и отдыхом между сериями до 3 минут.
6-й:   5x1500 метров с интервалом до 3—4 минут. Интенсивность произвольная.
7-й:   Отдых.
Для спортсменов, специализирующихся в скоростном плавании с аквалангом, рекомендуется следующий недельный цикл тренировки.
1-й день: 3 серии 6x100 метров с интервалом 20 секунд и отдыхом между сериями 1—1,5 минуты.
2-й:   4x400 метров с интервалом 1 минута и интенсивностью 90 процентов.
3-й:   2 серии 8X50 метров с интервалом 20 секунд и отдыхом между сериями 40—50 секунд. Интенсивность — 90—95 процентов.
4-й:   3x200 метров с интервалом 1—1,5 минуты и 8x100 метров с интервалом 1 минута.
5-й:   4 серии 10x50 метров с интервалом 15—20 секунд и отдыхом между сериями 2 минуты.
6-й     2X800 метров с интервалом 3 минуты (первые 800 метров свободно, вторые — с околопредельной скоростью).
Кроме того, спортсменам, специализирующимся в плавании с аквалангом, на каждом занятии следует проплывать 3—4 километра в ластах по поверхности воды.
Приведенные способы вырабатывания скоростной выносливости пока еще мало применялись в подготовке спортсменов-подводников высокого класса, поэтому весьма трудно дать им объективную оценку. Практические же результаты тренировок сильнейших подводных пловцов страны (А. Крюкова, А. Семибратова, Ш. Карапетяна, С. Тарасова, В. Бардашевича и других) были положительными, и особенно у тех спортсменов, которые специализируются на коротких и средних дистанциях.
И в соревновательном и других периодах тренеру важно не допустить эмоционального или физического утомления спортсмена. Признаки утомления проявляются обычно в такой последовательности: у спортсмена учащаются в состоянии покоя пульс и дыхание, падает вес, ухудшается аппетит, появляется отвращение к воде, «разваливается» техника плавания, нарушается сон, в процессе тренировки не проходят вялость, сердцебиение.
Лучшим «лекарством» от эмоциональной усталости являются «мягкие», но объемные тренировочные нагрузки.
Иногда требуется снизить не только интенсивность упражнений, но и их объем, уменьшить число тренировочных часов в бассейне.
До сих пор бытует мнение, что подводному пловцу нельзя выступать в соревнованиях на своей основной дистанции, пока он не обрел спортивной формы. С этим нельзя согласиться. Для воспитания чувства дистанции спортсмену необходимо преодолевать ее многократно и притом с полной отдачей сил. К тому же систематическое участие в соревнованиях повысит волевые качества спортсмена, научит его спокойно относиться к стартам, мобилизуя психику полностью только в момент наиболее ответственных из них.