Водолазы в грозный час войны

Пожар на танкере

Осенней ночью 1942 года танкер «Москва» (б. «Моссовет»), груженный авиационным бензином, следовал вдоль Кавказского побережья и в районе Туапсе был торпедирован подводной лодкой противника. Торпеда попала в левый борт в носовой части судна. Через пробоину значительная часть бензина вылилась в море. Носовая часть танкера и разлившийся бензин мгновенно вспыхнули.

Над морем поднялось гигантское пламя. Из Туапсе на водолазном боте немедленно вышла группа отряда аварийно-спасательной службы во главе с опытным моряком А. Григорьевым (один из создателей Эпрона, участник основных судоподъемных работ). На помощь поспешили и другие суда, бывшие поблизости. Ни у кого даже в мыслях не было снять команду с танкера.

Все помыслы и действия были направлены на его спасение.

А. Григорьев решил взять танкер на буксир с таким расчетом, чтобы горящий на воде бензин оставался за носом судна, не накалял его борта и не вызвал взрыва соседних танков.

Пробиться сквозь пламя и подать буксир удалось не сразу. Дав ход машине, водолазный бот медленно развернул танкер кормой на ветер и потащил его из огня на чистую воду. Это позволило высадить на танкер аварийную партию.

Единственно правильным решением было создание водяной перемычки между горящими носовыми танками и смежными с ними. Для этого следовало выкачать бензин из этих смежных танков и заполнить их водой. В обычных условиях решение этой задачи сложности не представляло, но в данном случае грузовые насосы были в отсеке, заполненном частично водой, а частично — бензином.

Проникнуть к вентилям насосов мог только водолаз. Но это был громадный риск. В бензине водолазная рубаха, склеенная из прорезиненного материала, быстро теряла герметичность, и водолазу грозила гибель. Все это отлично понимали. А. Григорьев, опытнейший аварийщик, кроме того, знал и о попытках в начале 30-х годов спуска водолазов в береговые баки с нефтью, где внизу образовались трещины. В конечном счете трещины тогда заделали, но целая группа водолазов надолго вышла из строя. Причем нефть менее агрессивна, нежели авиабензин. Беда могла быть большой, но выхода не было.

Старшине водолазной группы 3. Лозовому было дано приказание спустить в отсек с бензином водолаза, но добровольца. Как и следовало ожидать, все водолазы вызвались спускаться. Старшина выбрал наиболее опытного И. Коростылева. Его действиями по телефону руководил старший механик судна.

Водолаз быстро справился с задачей и был поднят наверх. Рубаха от бензина расползтись не успела. Заработали грузовые насосы. В отсеках, смежных с горящими, бензин был заменен водой. Смелыми и умелыми действиями обеспечения команды танкера и отряда аварийно-спасательной службы огонь на танкере был сбит, накаленные районы охлаждены водой. Судно доставили в Туапсе, а оттуда оно своим ходом перешло в Поти, где его поставили на ремонт.