Взрыв пирса в Петергофе

Противник упорно пытался заминировать фарватер между Кронштадтом и Ленинградом. С помощью авиации ему это не удавалось из-за неточности сбрасывания мин самолетами. Петергофская пассажирская пристань была сожжена — и враг не мог использовать для минирования катера. Тогда немцы придумали следующий способ. Спускали на воду ящики из досок, балластировали их днище, загружали минами и, дождавшись ветра нужного направления и силы, открывали в днище отверстия и отталкивали ящики от берега. Ветер гнал их в сторону фарватера. Вода набиралась в ящик, он кренился, мины вываливались в воду, а ящик тонул под тяжестью балласта.

Этот «фокус» противника был быстро разгадан, хотя некоторый урон нашему флоту нанес. Видя неэффективность этих действий, враг от них отказался. Наступило затишье.

В Петергоф были направлены два водолаза с целью выяснить судьбу фонтана «Самсон», а попутно разведать окружающую обстановку. Операция проводилась очень темной ночью. Сперва на катере, а затем на шлюпке водолазы были доставлены как можно ближе к берегу. Отсюда они пошли под водой по грунту к каналу фонтанов. По каналу пришлось ползти. «Самсона» на месте не оказалось, но на пьедестале было сделано какое-то сооружение. На другой день забросили в Петергоф вторую пару водолазов. Они обнаружили, что за сутки противник доставил много лесоматериалов и железа в район сгоревшего пирса. Там же недалеко находились какие-то штабеля, закрытые брезентом и охраняемые часовыми. Позже выяснилось, что это были склады мин. Противник намеревался построить новый пирс, чтобы затем с помощью легких катеров минировать фарватер. Командование поставило задачу подразделению водолазов: вести за стройкой наблюдение и по готовности — пирс взорвать.

Наступала осень, враг форсировал работы. Торопились и водолазы. Ведь опыта по взрыву пристаней противника у них не было.

Из всех рассмотренных вариантов взрыва был выбран один: подвести под пирс две большие корабельные мины с часовым механизмом и произвести взрыв во время наибольшей концентрации на пирсе саперов противника.

Минеры тщательно проверили боеготовность полученных мин, обучили группу водолазов подразделения их буксировке под водой, погрузке на шлюпку и спуску со шлюпки в воду. Старшим группы был назначен старшина Корольков.

Вскоре поступило донесение, что пирс готов и идет покрытие его палубы, что работы ведутся круглосуточно, а наибольшая концентрация саперов падает на утро.

Два бронекатера под командованием Вадима Чудова, имеющих на буксире малый быстроходный катер и шлюпку, на которой находились мины, четыре гребца, пять легководолазов во главе со старшиной Корольковым, вышли из Малой Невки и легли на курс Петергофской пристани. Не дойдя до берега километра два, бронекатера застопорили ход. Перейдя на малый быстроходный катер, Прохватилов подбуксировал шлюпку еще на километр, после чего она ушла к берегу под веслами и скрылась в темноте. Вернувшись на головной бронекатер, Прохватилов дал команду маневрировать параллельно берегу с целью не пропустить шлюпку при ее возвращении.

Ночь была на исходе. Ветер усилился, появилось волнение до метра высотой. Росла тревога за людей и за выполнение задания. Наступил рассвет, но никаких перемен он не принес. Горизонт был чист, шлюпки не было. Противник обнаружил бронекатера и открыл по ним артиллерийский огонь. Прохватилов с Чудовым перешли на малый быстроходный катер, подошли ближе к берегу и поставили дымовую завесу. Это несколько прикрыло бронекатера, но артобстрел продолжался и даже усилился.

Бронекатера были вынуждены отправиться в базу. На ходу запросили посты службы наблюдения и связи и получили ответ, что на берегу, в районе Ольгино, лежит шлюпка, а возле нее спят люди. Через пару часов Прохватилов на катере подобрал людей и доставил их в базу.

Оказалось, что события после отхода шлюпки на веслах к берегу развивались следующим образом.

При появлении очертаний пристани шлюпка была остановлена. На берегу было спокойно, и гребцы вывалили мины за борт. Водолазы спустились под воду с компасами в руках, с помощью буксирных концов стали подтягивать мины к берегу.

Привязав мины к сваям, водолазы под водой вернулись к шлюпке и были приняты на борт. Затем под воду пошел старшина Корольков со взрывателями. Проверив надежность крепления мин, он закрепил на них взрыватели, установив время их действия на девять часов утра. Когда Корольков возвратился, команда шлюпки соорудила паруса из весел и плащ-палатки, благо был попутный ветер. За два часа шлюпка пересекла залив и пристала к берегу в районе Ольгино.

В середине дня было получено донесение, что в 9 часов 12 минут в районе Петергофской пристани произошло почти одновременно два взрыва.

Противник больше пристань не восстанавливал.