Фигурное катание

Этот раздел в очерковой форме рассказывает о становлении школы советского фигурного катания, о достижениях наших выдающихся мастеров парного и одиночного катания, спортивных танцев на льду в 1960— 1980 годах, о творческом поиске их наставников. Раздел рассчитан на широкий круг читателей.

Еще этот раздел посвящен мальчикам и девочкам — поклонникам фигурного катания. Они присылают тысячи писем лучшим нашим фигуристам и ведущим тренерам, поздравляют их, желают всего самого хорошего и обязательно спрашивают: «Как стать фигуристом, как выучиться на чемпиона? Не поможете ли вы мне в этом — я буду очень стараться!»
Я и сама почти каждый день получаю такие письма. И моим ученикам почтальоны доставляют их целыми пачками. Поток писем увеличивается с каждым сезоном, который приносит советским фигуристам новые блистательные успехи.
Простой детский вопрос «как стать фигуристом?» звучит настойчиво. И ответить на него, как показывает практика, не так уж просто.
И все же надеемся, что предлагаемые уроки по технике фигурного катания и организации самостоятельных занятий помогут ребятам сделать первые шаги к осуществлению мечты. Внимательно изучив с помощью родителей и закрепив на практике все, что излагается в этом разделе, они смогут уже подготовленными прийти в спортивные секции.
Но, овладевая техникой, мои ученики не должны забывать и о воспитании характера. Патриотизм, мужество, целеустремленность, самозабвенная любовь к своему виду спорта — вот качества, без которых немыслим настоящий фигурист.
Поэтому, наряду с методическими рекомендациями вы найдете раздел, который назван «Хрестоматия начинающего фигуриста». В нем собраны различные поучительные истории из жизни известных спортсменов.
Прочтите их внимательно, юные друзья! Они дадут дополнительную пищу вашему уму и фантазии, помогут понять, что лежит в основе сильного спортивного характера. Примеры из жизни наших чемпионов послужат вам ориентиром на пути к мастерству.
Но вот уже раздается звонок, возвещающий о том, что пора приступать к первому нашему уроку. Еще не на льду. Но тем не менее совершенно необходимому...

Очерки о советском фигурном катании 1960—1980 годов

Наше фигурное катание молодо, а крупные успехи его — и вовсе юны. Но приспело уже время окинуть взором поступательное движение советских фигуристов к высшим наградам главных международных турниров. Ибо крутое восхождение наших мастеров к мировому признанию вызывает законную гордость их многочисленных поклонников в Советском Союзе и за его пределами. Ибо бурный прогресс нашего фигурного катания — явление небезынтересное для специалистов и любителей многих других видов спорта.
На самом деле, считанные годы ушли на то, чтобы советское фигурное катание проделало путь от келейной замкнутости к завидной массовости, а наши фигуристы — от неофитов к законодателям ледовых мод. Установить благодаря чему и благодаря кому это произошло — задача полезная и увлекательная.
Но вот вопрос: откуда начать? с какого витка спирали восхождения?
От Петра Первого, который придумал жесткое крепление конька к ботинку и тем дал первоначальный толчок отечественному фигурному катанию?
От группы энтузиастов Петербургского яхт-клуба, открывших в 1865 году каток в петербургском Юсуповском саду и при умеренном интересе избранной публики устраивавших там ледовые феерии и состязания в изяществе скольжения?
От Николая Панина-Коломенкина, гроссмейстера ледовых вензелей, первого русского олимпийского чемпиона, учителя учителей советских мастеров фигурного катания?
Но вряд ли можно добавить какие-то существенные детали и подробности к версии о зарождении русского фигурного катания, содержащейся в знаменитой книге Николая Александровича Панина-Коломенкина «Фигурное катание на коньках» (и в документальной повести о нем Анатолия Чайковского «Волшебная восьмерка»).
Не ставил я перед собой и задачу рассказать о первых наших турнирах, о славных чемпионах Советского Союза 20—30-х годов Юрии Зельдовиче, Татьяне Гранаткиной, Петре Чернышеве, Александре Гандельсмане, о других первовосходителях нашего фигурного катания, чей вклад в становление этого вида спорта непременно будет еще изучен и оценен.
Вне рамок этой книги остался и весь послевоенный период развития нашего фигурного катания вплоть до конца 50-х годов с такими колоритными мастерами, как Петр Орлов, Юлия Николаева, Сергей Васильев, Владимир Захаров, Игорь Персианцев, Татьяна Лихарева, Лев Михайлов...
Имея целью дать представление о новейшей истории советского фигурного катания, избрал я точкой отсчета год 1960-й, год выхода наших фигуристов на олимпийскую арену.
И хотя до этого времени на европейском льду уже выступали наши одиночники Валентин Захаров, Лев Михайлов, Татьяна Лихарева, спортивные пары Лидия Герасимова — Юрий Киселев, Майя Беленькая — Игорь Москвин, хотя Нина Бакушева-Жук и Станислав Жук в 1958—1959 годах уже завоевывали серебряные медали на чемпионатах континента, именно 1960 год видится мне стартовой площадкой ракетного взлета советских мастеров фигурного катания.
Вполне понимаю, что тут наличествует некий авторский произвол. В качестве аргумента внеисторического характера могу прибавить еще, что журналистское мое знакомство с фигурным катанием тоже имеет точкой отсчета начало 60-х годов...
Безропотно готов принять и критику всей содержащейся в книге периодизации фигурного катания — виткам спирали восхождения, предлагаемым мною, другие исследователи вправе, разумеется, найти иные временные соответствия.
Хочу, далее, призвать читателей к снисходительности, если какие-то оценки в книге покажутся им субъективными. Автор, поверьте, изо всех сил старался быть в главных оценках беспристрастным. Но в отличие, скажем, от плавания, где есть безусловный критерий мастерства — скорость, в фигурном катании абсолютная беспристрастность, полная объективность оценок даются так тяжело...
Даже судьи, чье мнение только и устанавливает, кому из фигуристов быть на щите, кому со щитом, кому уготована слава, кому безвестность со всеми их привходящими, нередко бывают так пристрастны, так разноречивы в оценках (убедительные примеры на сей счет будут приведены ниже)!
Тем, кто пишет о фигурном катании, тоже свойственны пристрастия, они тоже вносят «личный момент» в выставление своих лексических баллов, своих словесных отметок. И не всегда для признанного чемпиона находятся самые меткие сравнения — если так по душе, например, бронзовый призер! «Кто хвалит всех, не ценит никого», — сказал мудрец…
Важно не выдавать своих мнений за взгляд всех или многих, важно отделять непреложность факта от «вкусового» суждения о нем. Автор обещает не забывать этого.