Виток надежды: 1960—1964
В огне брода нет
Никто не знает, каковы его силы,
пока их не испробует.
Гёте
«Окно в Европу» прорубили для советского фигурного катания спортивные пары. А также и другие «окна» — на чемпионаты мира, на олимпийские игры. Потому и очерки начинаются с парного катания. С размышлений о том, какую роль в становлении этого вида фигурного катания сыграл замечательный дуэт Нина и Станислав Жук.
С начала 50-х годов — после того как закончили выступать многократные чемпионы страны Татьяна Гранаткина и Александр Толмачев — лидерство надолго захватили ленинградские спортивные пары. До 70-го года, до восшествия Ирины Родниной с Алексеем Улановым, чемпионами страны становились дуэты из города на Неве.
Положили начало ленинградскому этапу Майя Беленькая и Игорь Москвин, Лидия Герасимова и Юрий Киселев. Эстафету у них приняли Нина и Станислав Жук.
Эстафету — но не стиль, не почерк. Ибо Нина и Станислав уже первыми своими программами отчетливо заявили, что не намерены подражать никому: ни ведущим советским дуэтам, ни признанным лидерам мирового парного катания.
Их кредо была яркая, подчеркнутая спортивность. Плавности хода они предпочитали бреющий полет надо льдом, элегантной гибкости — решительную резкость, топким хореографическим нюансам — виртуозные по смелости и сложности поддержки. Их параллельные прыжки были восклицательным знаком в конце энергичной, упругой, пластической фразы, их вращения напоминали водовороты на стремнине.
Поколебать советскую пару в верности избранному ею направлению не могли ни кинокадры, в которых было запечатлено катание чемпионов Европы, мира и Олимпийских игр 1956 года австрийцев Элизабет Шварц и Курта Оппельта, делавших ставку на выверенную синхронность, скульптурную статику красивых поз; ни очный анализ гармоничных, изящных композиций чешского дуэта Вера Суханкова — Зденек Долежал во время их визита в Москву в 1956 году, а потом и на чемпионатах Европы 1957—1958 годов, где Вера и Зденек становились победителями.
Тренер советских чемпионов Петр Петрович Орлов, ученик современника Панина-Коломенкина Ф. И. Датлина, да и Станислав с Ниной отлично понимали, что их манера требует незаурядной атлетической готовности, отменной тренированности, высокой спортивной формы на протяжении всего сезона. Ведь в акробатических поддержках или в череде параллельных прыжков куда больше опасности допустить ошибку, чем в неторопливом катании с акцентом на грациозности. Однако поиск продолжался в избранном русле.
Даже после того, как дебют на чемпионате Европы в 1957 году из-за нескольких срывов дал Станиславу и Нине только шестое место.
Они не облегчили программу — наоборот, усложнили ее. Еще прибавили скорости, которая никогда не вырождалась у них в ту суетливую быстроту, которая камуфлирует нюансы техники; взяли патент на более трудные поддержки; придумали дорожки еще замысловатей.
Это был дерзкий вызов, эпатирующий международных судей и признанных специалистов.
Катание Нины и Станислава отличалось от манеры большинства европейских пар, как потоп от засухи. И стали раздаваться раздраженные голоса о необходимости как-то пресечь эту «ледовую акробатику». Еще летом 1957 года Международный союз конькобежцев (ИСУ) принимает решение запретить слишком уж рискованные поддержки и ограничить время их исполнения двумя секундами.
Однако советские чемпионы не искали в огне брода — шли прямо сквозь огонь! И тиски ограничений не могли покорежить их стиля. В 1958—1959 годах Нина и Станислав на чемпионатах Европы в Братиславе и Давосе завоевывают серебряные медали.
Чемпионат континента 1960 года был не просто очередным турниром европейских фигуристов — разбегом в Олимпиаду. Успехи Нины и Станислава закономерно проложили дорогу советским представителям парного катания в Скво-Вэлли. Но сначала их ждал Гармиш-Партенкирхен, маленький баварский курорт, Ледовый дворец которого не раз принимал сильнейших фигуристов мира и Европы.
Могли ли рассчитывать Нина и Станислав Жук на победу? Могли. Это была их четвертая попытка. Они находились в расцвете сил, в фокусе спортивной формы. И, по общему мнению, борьба за золотые медали должна была развернуться главным образом между советскими фигуристами и чемпионами Европы прошлого года Мариной Килиус и Гансом-Юргеном Боймлером.
Западногерманский дуэт имел на вооружении достаточно трудные элементы, не такие, правда, ультра-си, как у Нины и Станислава, впервые показавших параллельный прыжок в два с половиной оборота и обойму новых поддержек. Однако Килиус и Боймлер, уступая в сложности композиции советской паре, превосходили ее, пожалуй, в сценическом согласии, в слитности движений с музыкой.
Тогда и речи у нас не заходило о привлечении хореографов и тем более профессиональных музыкантов к созданию программы для фигуристов. Тренеры и спортсмены все делали сами: работали над жестом, подбирали музыку, подгоняли ее под требования правил.
Наверное, опытный специалист не посоветовал бы Нине и Станиславу избирать фрагменты из Первого концерта для фортепиано с оркестром Чайковского в качестве музыкальной канвы для их программ 1957—1960 годов. Не слишком подходила, видимо, эта музыка для экспрессивного катания нашей пары, (позднее в своей книге «... и серебряный иней» Станислав Жук честно об этом напишет).
Отнюдь не помешали бы Нине и Станиславу рекомендации хорошего хореографа — некоторые части их программ выглядели несколько суховато.
Однако исход борьбы с парой Килиус — Боймлер куда в большей степени был решен открытым давлением на судей публики, яростно болевшей за своих земляков, и закулисными операциями деятелей ИСУ, активно препятствующих признанию советского дуэта.
Итог — третья подряд серебряная медаль европейской пробы. Неудачей это никак нельзя было назвать. Хотя Нина и Станислав Жук по праву рассчитывали на большее. Тем более что они имели на этом чемпионате неплохую поддержку в лице двух других советских дуэтов.
Именно там, в Гармиш-Партенкирхене, состоялся дебют 14-летней сестры Станислава Татьяны и 17-летпего Александра Гаврилова, пары, которой суждено было стать первой «пробой пера» тренера Станислава Алексеевича Жука.