Что такое фигурное катание на коньках
Один из видов бега на коньках — фигурное катание, иначе искусство катания на коньках, представляет собой особый вид спорта.
По форме это — движение по льду по кривым линиям на коньке той или другой ноги, реже на обоих коньках, сопряженное с переменами направления и фронта, с вращениями, с прыжками, преимущественно вращательными, и связанное с известной красотой постановок тела и пластичностью движений его.
По содержанию это — одно из наиболее разносторонних и увлекательных упражнений человеческого тела и одно из полноценнейших средств физической культуры. На льду, в условиях почти полного отсутствия трения, человек лишен, казалось бы, всякой устойчивости и всяких средств передвижения естественными присущими ему способами — ходьбой и бегом. Но силой своей изобретательности, окрылив ногу сталью с острыми ребрами, он наоборот непомерно расширяет свои двигательные возможности путем использования огромной разницы между минимальным трением при скольжении вперед и назад и максимальным — при боковых действиях на лед острых ребер конька. Путем отталкивания этими ребрами может быть достигнуто стремительное движение; эти же ребра дают возможность точного управления последним. Условия, в которых протекает катание на коньках — беспыльный зимний воздух и умеренно низкая температура, исключающая чрезмерную испарину, а также форма и характер применяемых здесь телодвижений придают ему весьма большое значение в деле физического воспитания, а бесконечное разнообразие упражнений, входящих в состав фигурного катания, обеспечивают для занимающихся им неослабевающий интерес и возможность постоянного продвижения вперед.
Не случайно, поэтому, мы видим горячих энтузиастов фигурного катания не только из молодежи. Уже полтора века тому назад один из виднейших теоретиков физического воспитания, математик и ректор высшей школы Гергард Ульрих Фит назвал катание на коньках «наиболее совершенным движением».
Мы знаем, что великие поэты старой Германии Гёте и Клопшток сильно увлекались искусством катания. Но наиболее примечательно для нас то, что мы знаем о катании на коньках В. И. Ленина.
Соседи его по Минусинской ссылке рассказывают, как высыпала, бывало, своя компания на гладкий лед замерзшей реки, чтобы «погиганить» на коньках. Возбужденный и жизнерадостный Ильич уже первый там и задорно выкрикивает вызов на соревнование. Н. К. Крупская писала М. И. Ульяновой 24/1 1898 г.: Володя вывез из Минусы целую кучу коньковых штук и теперь поражает шушенских жителей разными «гигантскими шагами» да «испанскими прыжками».
Наша советская физическая культура, как составная часть общей социалистической культуры, ставит перед собой ряд конкретных задач и пользуется для разрешения их стройной совокупностью строго подобранных средств — физических упражнений, получивших наиболее яркое выражение в комплексах ГТО, и методикой, отвечающей основным принципам системы.
Фигурное катание занимает свое место в нашей системе и заслуживает включения в комплексы ГТО, так как отвечает задачам подготовки к труду и обороне, развивая целый ряд ценных для этого качеств.
Основные задачи в области психофизических процессов человека, разрешаемые фигурным катанием, помимо чисто гигиенических и оздоровительных, относятся к различным группам воспитательно-образовательных задач физической культуры и сводятся к овладению экономичностью и выразительностью движений и спортивной техникой; точнее, мы имеем здесь: а) высокое совершенствование координации движений; б) усвоение техники движений, имеющих спортивно-прикладное значение и постоянное совершенствование навыков; в) совершенствование психомоторных качеств (силы, выносливости и главным образом ловкости) через координацию работы различных органов и различных систем — нервной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и органов выделения; г) совершенствование волевых качеств — настойчивости, решительности и смелости; д) приобретение умения пользоваться своими навыками и качествами в конкретных условиях среды.
Но, кроме того, будучи одним из красивейших видов спорта, фигурное катание дает известное художественное воспитание и исполнителям, и зрителям его.
Само собой разумеется, что углубление специализации в фигурном катании и совершенное овладение им может иметь место только на основе всесторонней физической подготовки. Отсюда ясна необходимость параллельной работы по подготовке и сдаче комплексов ГТО, ясна и теснейшая связь фигурного катания со всеми другими видами упражнений.
Одни из них, как гимнастика общая, партерная и художественная, легкая атлетика, служат необходимейшей подготовкой к фигурному катанию; другие — дополнением к нему. С другой стороны, фигурное катание само служит отличной подготовкой для таких видов спорта, где требуются быстрые и точные движения и постановки отдельных частей тела (например, быстрая и точная стрельба, защита и нападение) или тонкое чувство равновесия и привычка к вращениям (планеризм, парашютный спорт). В особенности важно фигурное катание как подготовка к высокогорному лыжному спорту, где новейшие высокие технические достижения сплошь основаны на аналогичных элементах техники.
Специфика фигурного катания, его отличие от простого катания и от бега на скорость заключается прежде всего в том, что его показатели имеют качественный, а не количественный характер. Простое катание обычно сводится к бессистемному передвижению по катку, в лучшем случае со счетом пройденных кругов, а скоростной бег стремится к покрытию дистанций в минимальное время. Ближайшие же задачи фигурного катания как спорта — это 1) совершенное овладение техникой передвижения по льду с использованием всех возможностей, предоставляемых в этом отношении современным коньком; 2) использование этой техники, с одной стороны, для начертания на льду красивых, округленных линий и рисунков любых, в пределах возможности, форм и сочетаний, путем красивых, свободных, непринужденных телодвижений, а с другой—для воспроизведения художественных образов путем выполнения в музыкальном сопровождении целых связных программ катания, составленных из разнообразных по характеру и содержанию элементов, в которых рисунок на льду играет уже более или менее второстепенную роль. Но кроме того, при достаточном овладении как техникой, так и пластикой, свободой постановок и выразительностью движений, и в рисунках, и в самом выполнении их, и в совокупности телодвижений безрисуночного значения (прыжки, пируэты) — может проявляться известное художественное содержание. Красота и разнообразие линий и рисунков (например, в сложнейшем орнаменте специальных фигур), с одной стороны, а с другой — ритм, грация, темперамент, пластика, гармония и музыкальность движений могут вызывать как в самом исполнителе, так и в зрителе эмоциональные состояния, обусловленные удовлетворением требований чувства красоты.
Мало того, без этих элементов красоты вообще не мыслится и самое фигурное катание в современном смысле слова (международный стиль). Чувство красоты имеет в фигурном катании весьма большой удельный вес, что, как увидим ниже, ярко отражается и на методике его.
Уже это необычно большое значение эстетической стороны отличает фигурное катание от других видов спорта.
Но отличие это идет гораздо дальше. Высшие проявления фигурного катания — произвольное катание одиночное, парное и групповое — должны не только воздействовать на самих исполнителей, но заражать своей эмоциональностью и массу; они могут не только вызывать в последней определенные ассоциации, но и создавать известные художественные образы с каким-то тематическим (психологическим или социальным) содержанием. Поэтому нельзя не признать фигурное катание стоящим почти в одной плоскости с хореографическим искусством, оговорившись при этом, что эта сторона фигурного катания до сего времени носит у нас еще крайне сжатый и неопределенный характер и что развитие ее является актуальнейшей задачей ближайшего будущего.
Само собой разумеется, что здесь возможен целый ряд постепенных градаций от чисто элементарных и по преимуществу физкультурных упражнений до высших форм фигурного катания, где оно уже вплотную подходит к искусству, сохраняя в то же время и все признаки средства физической культуры. Таким образом природа фигурного катания имеет двойственный характер.
Это, с одной стороны, определяет границы его проявлений: составные элементы его не должны выходить за пределы этой двойственности, т. е. уклоняться в чисто спортивные или, наоборот, в чисто хореографические номера, например, в простой бег, хотя бы и очень быстрый, в простые прыжки в длину или высоту, в многократное повторение бесконечной восьмерки «на выдержку», так же как и в сплошные танцы или в позы и группы, не имеющие прямого отношения к катанию на коньках. С другой стороны, из двойственного характера фигурного катания вытекает чрезвычайная сложность построения его теории; механика выполнения его элементов с первого взгляда как будто бы совсем расходится с требованиями пластики, так как приводит к необходимости периодически прибегать во время катания к очень некрасивым, часто уродливым по своей напряженной перекрученности постановкам тела *, которые, взятые в отдельности, неприятно поражают взор даже совсем неопытного зрителя. Можно ли было ввести их в технику как непреложное правило? Казалось бы, нет. Потому-то так долго, до 1910 года, не существовало законченной теории фигурного катания, и только правильное понимание действительной роли как будто безобразных «предварительных положений» дало возможность создать ее.
Биомеханический анализ эмпирического материала приводит нас к открытию основного принципа фигурного катания на коньках, с которым мы познакомимся ниже (скручивания стана) и из которого вытекает неизбежность вышеупомянутых некрасивых и неудобных, собранных, напряженных положений, которые, однако, в силу того же принципа, немедленно разрешаются снова в развернутые, спокойные и красивые постановки. Оказывается далее, что, благодаря этим постоянным последовательностям противоположных по характеру положений, некрасивая напряженность части их не только не нарушает общей эстетичности движений, но становится необходимейшим элементом для создания высшей гармонии их. Всякая попытка построить школьное катание на одних только красивых, пластичных постановках или составить свободное катание без контрастов в постановках тела и в характере движений приведет лишь к скучной монотонности и обречена на такую же неудачу, как компоновка музыкальной пьесы из одних только трезвучий без диссонирующих септаккордов.
Но для того, чтобы во всех деталях понять современную школу катания на коньках, необходимо ознакомиться со всей историей развития этого спорта и в частности проследить за тем, как в течение последних 200 лет, под действием тех или иных общественных влияний, формы фигурного катания в разные исторические периоды и в разных странах постепенно складывались в своеобразные системы — «стили».
Слово «стиль» за последние десятилетия вошло в постоянное употребление в нашем спортивном мире с совершенно неверным значением. Стилем стали называть различные способы исполнения упражнений: прыжки западно-американским «стилем», восточно-американским; плавание «стилем» кроль или брасс. Дошли до того, что стали различать «стили» отдельных лиц в том или ином виде спорта. По существу все это только способы, методы или манеры — стиль тут совершенно не при чем. Стиль — это единая, цельная художественная система, образуемая совокупностью художественных приемов, господствующих в данный исторический период в данном социальном организме, причем все частности так строго друг с другом согласованы и так органически друг друга дополняют, что представляют в общем одно неразрывное целое. Общий характер каждого стиля всегда тесно связан с социально-бытовыми особенностями данной эпохи; другими словами, всякий художественный стиль в его главенствующей идее есть особое, в художественно-эстетическом преломлении проведенное выражение стиля самой общественно-бытовой жизни данного социального организма в данный исторический период. Этому положению в известной степени подчиняются и стили фигурного катания на коньках.
Рис. 6. Макс Богач (Вена).
Рис. 7. Скульптура
Рис 8. Девушка в лучах прожектора.
Рис. 9. Мерибель Уинсон, (США).
Рис. 10. Н. Панин
Рис. 11. Соня Гени.
Рис. 12. Прыжок оленем.
Рис. 13. Шпитц-пируэт.
Рис. 14. К. Шэфер.
Рис. 15. Соня Гени.