Дифференциация видов фигурного катания

Выше мы обрисовали в основных чертах развитие в XIX веке фигурного катания вообще. Дифференциация видов катания— школа — произвольное катание—специальные фигуры — началась, по-видимому, еще в начале XIX века; в книге Garcin «Le vrai patineur», 1813 г., уже указаны некоторые произвольные фигуры; но ясно выразилась эта дифференциация в то время, когда появились выступления профессиональных артистов катания перед публикой, т. е. в шестидесятых годах XIX века. Дж. Гейнс, потом Колли Кертис и Гудрич выступили с цельной связной программой катания; это и послужило образцом того, что впоследствии стало носить название свободного или произвольного катания. Это разделение катания на отделы было впервые зафиксировано в Америке в 1868 г. при установлении программы и правил соревнований на первом американском конгрессе конькобежцев в Питтсбурге; а в Европе это было сделано в 1871 г. при установлении Венским обществом конькобежцев (W.E.V.) правил состязаний, когда состоялось первое на континенте соревнование в искусстве катания. Здесь катание было разделено на «школу», «специальные фигуры» (обычно это были тогда трудные комбинации из школьных фигур) и «свободное катание», названное венцами «продукционс-лауфен». * Но совершенно ясно значение школы выступило в 1882 г. в момент оформления «венской программы». Последняя, конечно, еще далеко не была законченной системой, это было лишь хорошо продуманное начало, основа ее; но уже тогда стала очевидной совершенная необходимость школы, как систематического комплекса упражнений, обеспечивающих дальнейшее овладение искусством катания.

Сущность свободного катания, как цельной продукции с известным художественным содержанием, была установлена уже тогда вполне определенно, таковою же она остается и сейчас; развитие этого отдела катания шло все время в одном и том же направлении, т. е. в отношении техники, темпа, разнообразия, комбинирования, пуантировки и пластики. При этом в истории развития свободного катания резко выступает борьба двух противоположных начал — рисунка на льду, с одной стороны, и движений исполнителя, с другой. Само собой разумеется, что то и другое вместе составляет искусство, одно без другого потеряло бы здесь всякий смысл, но ведущая роль остается, конечно, не за рисунком — «фигурой» в первоначальном смысле слова.

Специальные фигуры, со времени их первоначального признания в 1871 г., развивались в разных направлениях. Сперва, как мы уже говорили, их понимали как труднейшие комбинации школьных фигур, следовательно главное место занимал тут рисунок. Позднее, например в 1882 г., на первом международном соревновании в Вене, а также отчасти  на некоторых других (Петербург в 1896 г., Мюнхен в 1903 г.) за специальные фигуры признавались любые отдельные произвольные фигуры, в коих рисунок мог играть и второстепенную роль, а иногда даже и совсем отсутствовал (например в пируэтах на носке, в прыжках с вращением и т. п.). Но все же господствующее течение здесь все время было в сторону развития рисунка, как орнамента, в связи с трудностью и новизной его комбинаций. В первые десятилетия царило увлечение крестообразной формой, наиболее известные достижения вылились именно в эту форму (кресты Энгельманна, Сандерса и др.) Затем в начале XX века, благодаря работе русской школы, специальное катание освободилось от этой тенденции, и форма фигур стала чрезвычайно разнообразной. Технику их и иллюстрации мы даем в последней части книги.

*  Fr. Biberhofer, Chronik des Wiener Eislaufvereines.