Движение по кривой

Чтобы двигаться по кривой, достаточно уже во время толчка отклонить свою ось равновесия (см. стр. 154) от вертикали в сторону закривления; сделать это не трудно, так как центр тяжести живого тела в известной степени подчиняется в своих перемещениях движениям отдельных частей последнего.

После толчка конькобежец оказывается как будто в самом неустойчивом положении: площадь опоры его как будто вовсе даже и не площадь, а что-то вроде точки; ширина этой «площади» при наклонном положении конька и твердом льде не превышает 1 мм, продольное измерение ее — 1,5—2 см, какая уж тут устойчивость! Но на деле это не совсем так. Конек, хотя и выгнутый слегка, прочно прикреплен к подошве ботинка, с которым стопа соединена в одно целое, и потому становится таким же рычагом первого рода, как эта последняя, и небольшим сокращением соответствующих мышц голени легко перенести точку опоры на самый носок его или на пятку. Поэтому длина площади опоры здесь не меньше, а больше, чем у невооруженной стопы, и угол устойчивости в передне-заднем направлении вполне достаточен для легкого сохранения равновесия.

Что касается поперечного направления, то не надо забывать, что конькобежец находится в движении по кривой и что центробежная сила и сила тяжести действуют на него в противоположные стороны под углом, как две вантины тянут мачту яхты к противоположным бортам ее; поэтому и в этом направлении сохранение равновесия обеспечивается ему весьма легкой регулировкой положения центра тяжести путем напряжения соответствующих мышц, а управление ходом — путем поперечных движений свободной ноги или стана. На деле фигуристу думать об этом не приходится: вся сложнейшая и тончайшая игра нервно-мышечного аппарата в акте сохранения равновесия проходит рефлекторно, помимо сознания, и вся система уравновешенно напряженных мышечных групп — антагонистов, удерживающая тело в равновесии при данном положении,  также бессознательно и мгновенно перестраивается при малейшем изменении этого положения.

Мы только что говорили о перемещениях точки опоры по длине конька. На инертных скольжениях эта точка должна лежать приблизительно в середине конька, в интересах устойчивости и большего хода, — припомним, что кривизна конька здесь наименьшая. Но при исполнении поворотов и оборотов конька (см. ниже) для избежания сопротивления льда этим движениям в горизонтальной плоскости, так наз. «скобления» или «зарезания» конька, приходится переносить точку опоры на переднюю или заднюю часть конька, в зависимости от хода его в данный момент. К такому же приему прибегает фигурист в сложных переменах направления (например в крюках) для перемещения точки опоры на льду навстречу движению центра тяжести и для облегчения перехода последнего с одной стороны линии движения на другую.

Опорная нога, как мы видели выше, после толчка сильно согнута; она должна оставаться в этом положении как можно дольше, несмотря на то, что, казалось бы, двигаться на вытянутой ноге гораздо легче уже потому, что растянутые мышцы-разгибатели при согнутой ноге плохо снабжаются кровью и быстро устают. Но сгибание ноги необходимо, во-первых, для большей устойчивости, так как при этом центр тяжести тела понижается а, во-вторых, для того, чтобы использовать ее разгибание для ускорения хода к концу фигуры (см. выше).

Стало быть, при скольжении на одной ноге разгибатели ноги во всех трех отделах ее несут большую работу, значительную нагрузку имеют впрочем и все прочие мышцы этой (опорной) ноги; степень напряжения отдельных мышц может изменяться в зависимости от позы фигуриста. Таз стоит здесь своей фронтальной осью чаще не поперек движения, а боком, так что эта ось расположена почти тангенциально (касательно) к поверхности движения (см. ниже).

Ось равновесия при движении по кривой описывает в пространстве некоторую коническую поверхность (усеченный конус), называемую поверхностью или конусом движения (рис. 116), для которой образующей служит ось равновесия ab, а направляющей — линия скольжения.

Наивыгоднейшей постановкой тела в движении по кривой следует признать такую, при которой все части тела лежат возможно полнее в поверхности движения.

Действительно, если две точки а и b тела М, свободно движущегося по окружности, находятся на одном радиусе, но на разных расстояниях от центра этой окружности, и получили одинаковую линейную скорость в одном направлении, то, двигаясь затем по окружностям различных радиусов, они будут иметь различную угловую скорость, и точка, лежащая ближе к центру, будет стремиться опередить более отдаленную и тем затруднит сохранение первоначального положения тела.

Из этого следует, что наиболее выгодно такое положение тела, при котором оно совпадет с поверхностью движения тем сечением своим, которое имеет наибольшую площадь, т. е. фронтальным. Но, как сейчас увидим, сохранять это положение возможно далеко не всегда.

Дело в том, что конек, описывая целый круг, в течение этого времени оборачивается около своей вертикальной оси на целые 360°. Вполне естественно, что и корпус, поставленный непосредственно при толчке касательно или почти касательно к конусу движения, имеет тенденцию вращаться в ту же сторону, т. е. по закривлению дуги. Другое обоснование такого вращения корпуса заключается в следующем: если строго придерживаться правила о постоянном возможно полном совпадении всех частей тела с поверхностью движения, то пришлось бы при переходе на другую ногу, всегда связанном в школьном катании с переменой направления, мгновенно поворачивать корпус на 180° до совпадения плеч с новой поверхностью движения. Такой резкий рывок, во-первых, почти невыполним, в особенности для дуг вперед наружу и назад внутрь, где это вращение пришлось бы делать против закривления новой дуги, резко нарушая правильность движения по кривой; во-вторых, если бы и был выполним, то безусловно противоречил бы элементарным требованиям красоты движений, нарушая плавность, мягкость и логичность их. Во избежание этих двух неблагоприятных моментов неминуемо приходится вращать корпус постепенно в течение прохождения всей дуги, подготовляя его к аналогичному положению в начале новой дуги (рис. 118).

Отсюда следует, что при начале любой дуги корпус должен быть поставлен в положение, слегка скрученное против закривления данной дуги, чтобы иметь возможность в дальнейшем вращаться по закривлению.

Как мы уже говорили в разделе I этой части, инертное скольжение по кривой есть скольжение по спирали. Но линию движения можно легко приблизить к кругу тремя приемами:
1.       Уменьшая угол отклонения оси равновесия от вертикали путем перемещения центра тяжести к наружной стороне кривой (например, перемещением свободной ноги).

2.       Ускоряя ход путем маха свободной ноги в сторону движения.

3.       Выпрямляя согнутую опорную ногу, о чем мы уже говорили немного выше.

Таким образом проекция пути центра тяжести в связи с линией скольжения примет вид, указанный на рис. 119.