Где родилось искусство

Теперь не подлежит никакому сомнению, что первое применение наружного ребра для скольжения по длинным кривым — «дугам» — имело место в Нидерландах. Уже на приведенном выше голландском изображении Людвины фигура на заднем плане убеждаете этом, тогда так исландская сага о Фритьофе и его рунах ничего не говорит о наружном ребре; руны имели преимущественно прямолинейные начертания, их можно было просто нацарапать носком или пяткой конька, да и весь миф имеет чисто легендарный характер и скорей всего являет собой лишь пример поэтической метафоры, так как писание на льду букв и при современной нам технике представляет малодоступную трудность. В позднейших старинных изображениях голландских художников мы более ясно видим наклоны в наружную сторону у конькобежцев, катающихся на одной ноге. Голландцы, привыкшие в своем быту к крену парусной лодки, называли это «Zylen» (зайлен), т. е. «парусить»; немцы, заимствуя этот маневр от голландцев, прозвали его «Hollendern» — «голланить»; англичане — «the Dutch roll», т. е. «голландский шаг». Из картин на эти темы необходимо привести как наиболее типичные: картины Генриха Аверкампа 1 «Катание на коньках в Голландии в 1500 г.», Адриана Броувера 2 «Крестьяне» и др.

Рис. 19. «Крестьяне» С картины А. Броувера ок. 1630 г.

Рис. 20. Голландка на коньках. С гравюры П. Гооле ок. 1640 г.

Рассматривая на этих картинах фигуры «голланящих» конькобежцев, легко заметить, что все они двигались, держа грудь направленной постоянно вперед, без каких-либо скручиваний плеч, составляющих основу современной техники фигурного катания. Соответственно этому свободная нога у тогдашнего голландца была всегда далеко сбоку, совсем вне поверхности движения — техника была вполне примитивная.

Развитию в Голландии бега на коньках сильно способствовали ее природные условия— огромное количество медленно текущих, а потому легко замерзающих вод, редко покрывающихся снегом, и бесконечно разветвляющаяся обширная сеть каналов; но эта же самая природа привела к тому,  что Голландия, сделав колоссальный шаг вперед в виде открытия наружной дуги, чуть ли не навсегда застыла на этом, по крайней мере в отношении искусства катания. Хозяйственные надобности крестьян, искавших удобных и быстрых сообщений с рынками, а с другой стороны — спортивные преимущества дальних туристских рейдов перед толчением на ограниченной площадке породили тягу к более быстрому ходу на коньках и, как сообщает Г. У. А. Фит в своем сочинении 1789г., 3 к концу XVII века конькобежцы Голландии разделились на две части. Это были «buitenbeen-loopers» (дословно — бегающие на наружной ноге) или «zylens» (парусящие) и «schuvers» или «hardloopers» (т. е. скоростники). Первые стремились к грации, а вторые — к скорому ходу, выработав соответственно этому удлиненный «фрисландский» конек; но если вторые впоследствии достигли высоких результатов и дали ряд знаменитостей, как Питер Бруинсма и Йаап Эден, то первые так и не стали фигуристами.

Конькобежный спорт был очень сильно развит в Голландии количественно, как мы можем убедиться из многочисленных описаний его (причем, в отличие от других стран континента, женщина принимала в этом развлечении живейшее участие), но даже к концу XVIII века мы читаем, например в известном «Готском Альманахе» 4 1788 г., только о длинных дугах и каких-то «красивых рисунках», но о настоящих фигурах там не упоминается. По-видимому, плоские лезвия, вошедшие там во всеобщее употребление уже в XVII веке, 5 ограничивали дальнейшее развитие этих дуг, потому что, если и можно на беговых фрисландских коньках сделать с некоторым трудом поворот Стройки, то открыть, изобрести этот поворот на этих коньках, конечно, не могло представиться случая. В результате, как удостоверяет ван Буттинга Вихерс, 6 в начале XIX века самые сложные фигуры составлялись в Голландии только из кривых, без «поворотов» в современном смысле и без петель (рис. 21).

В дальнейшем уже, в конце XIX века, даже на катке Амстердамского клуба конькобежцев фигурным катанием занимались только англичане. 7 И только в XX веке стал проявляться некоторый интерес к этой ветви конькового спорта, а в 1907 г. вышла первая книга об искусстве катания на голландском языке. 8
Таким образом мы можем сказать, что искусство катания на коньках зародилось в Голландии; за ней остается, кроме наружной дуги, большая заслуга—это сформирование, если не изобретение древо-железного конька и распространение его по всему свету.

 

1. Heinrich Averkamp, род. 1585.

2 Adriaen Brouwer, 1605—1638.

3. G.U.A. Vieth, Neue Litteratur und Volkerkunde, Leipzig, 1789.

4. Gothaischer Hofkalender, 1788.

5. Balduinus, De Calclo Antiquo, Amsterdam, 1667
6 «Schaatsenrijden», стр. 190, цитируя труд д-ра van Geuns'a.

7. On the Outside Edge, стр. 60.

8.  D-r Y. A. Schutter. En Kunstrijden.