Голландский шаг назад наружу № 3
I3Г-II3Г
В этой фигуре отталкивание не так удобно, как в двух предыдущих, так как здесь приходится при толчке ставить ноги носками вместе и пятками врозь, а потому трудно достигнуть достаточно тупого угла между коньками, почему они и находятся во время отталкивания сначала под углом около 60°, а в следующий момент, когда толкающая нога еще не отделилась ото льда, под углом еще более острым; во время толчка толкающий конек не остается на одном месте, как в голландских шагах вперед, но скользит по льду на внутреннем ребре, описывая короткую дугу около опорной ноги. Вследствие этого сила толчка здесь слабее, чем при отталкивании вперед, а потому для достижения сильного хода приходится прибегать к усиленному упражнению.
Таким образом, чтобы сделать голландский шаг назад наружу на правой ноге, надо стать около продольной оси так, чтобы левый конек стоял рядом с ней на внутреннем ребре, плечи были бы почти параллельны поперечной оси (рис. 169а), а правый конек, слегка опираясь носком на лед, был готов в первый же момент толчка стать, по возможности, под прямым углом к левому. Руки заносятся вправо; затем, согнув сначала колено левой ноги, надо энергично оттолкнуться ею назад, стараясь, чтобы она не уходила много в сторону от опорной, но находилась впереди ее; последняя ставится на лед, как показано на рис. 169. Во время толчка нужно стараться почти не вращать корпус и плечи по закривлению начинаемой дуги так, чтобы после толчка оказаться определенно в слабой III, а не в IV позиции (рис. 166). Но корпус недолго остается в этом положении и, вращаясь далее по закривлению дуги, уже на второй четверти ее приводит к IV позиции. После этого свободная нога, оставшаяся после толчка впереди тела над следом фигуры (рис. 167), спокойно, почти медленно выносится назад, и тело переходит в I позицию, как изображено на рис. 170. Это положение сохраняется до тех пор, пока не будет вновь достигнута поперечная ось (рис. 171). Тогда плечи очень немного поворачиваются против закривления и свободная нога, бывшая сзади опорной, выносится немного вперед. Вследствие такого движения плеч и свободной ноги конек переходит на внутреннее ребро, описывает небольшую перетяжку, и тотчас следует переход на другую ногу.
Рис. 166. Голландский шаг назад наружу I3Г. Толчок
Рис. 167. Первое положение I3Г.
Рис. 170. Второе положение I3Г.
Рис. 171. Подход к поперечной оси.
Рис. 172. Переход на другую ногу после I3Г.
Чтобы точнее определить время для перехода на другую ногу и вернее попадать на старый след, нужно располагать фигуру так, чтобы продольная ось была параллельна какому-нибудь заметному предмету, например зданию, прямому берегу, скамейке или барьеру. Тогда во время каждого толчка конькобежец обращен лицом к этому предмету и начинает каждый новый шаг в одном и том же направлении.
При переходе на другую ногу в этой фигуре толчок и начало нового шага производятся несколько иначе и несравненно легче, чем при начале с места, что объясняется остаточным ходом в конце каждого круга.
Таким образом, подобно двум описанным выше фигурам, правила для этого голландского шага заключаются в следующем:
1. Толчок с согнутой ноги, нажимая ею непременно по направлению прямо от себя, вперед и как можно менее в сторону, что чрезвычайно важно при выполнении более трудных фигур. Первый толчок без сильного вращения плеч по закривлению.
2. Опорная нога касается льда серединой конька. Колено в начале сильно согнуто, после вынесения свободной ноги назад несколько менее, но остается все время мягким; перед толчком снова сгибается сильнее.
3. Свободная нога после толчка остается впереди над следом фигуры; носок при этом вытянут и направлен вперед, но не в сторону. Бедренные (верхние) части ног вместе: колено не должно быть здесь вывернутым наружу. Уже на второй четверти круга, когда плечи примут положение, наиболее близкое к поверхности движения (сильная IV позиция), свободная нога а выносится назад довольно энергично, чтобы усилить ход, но не слишком быстро, спокойно и твердо — во избежание вогнутости линии, проходя невдалеке мимо опорной параллельно следу фигуры, и поворачивается коленом и носком наружу, принимая приблизительно такое положение, как в начале голландского шага вперед наружу (I позиция, рис. 170). Далее свободная нога остается сначала над следом, а потом постепенно отводится немного наружу от центра фигуры, регулируя направление линии так, чтобы коснуться и даже немного пересечь поперечную ось. По достижении этого свободная нога выносится слегка вперед и тотчас ставится на лед снова рядом с опорной, начиная новый шаг.
4. Движение корпуса, в противоположность первым двум фигурам, происходит здесь лишь на протяжении первой части (трети) дуги; поворот корпуса перед переходом на другую ногу следует считать относящимся к началу следующего шага, а не к концу первого, так как этот шаг может быть закончен и без поворота корпуса. Вращение последнего подчинено уже известному правилу: он движется в сторону закривления линии (рис. 169).
5. Руки следуют движениям корпуса; положение их на большей части дуги достаточно ясно видно из приложенных рисунков.
6. Смотреть в самом начале, при толчке, надо слегка внутрь круга; затем голова поворачивается вместе с корпусом по закривлению, и дальше смотреть нужно уже наружу круга и по направлению движения. При этом надо держать голову слегка закинутой назад, чтобы она составляла прямое продолжение тела, имеющего здесь наклон назад.
7. Для перехода на другую ногу, как мы видели выше, делается небольшой изгиб линии, являющийся следствием перехода конька на внутреннее ребро. Можно было бы избежать этого изгиба, если бы отталкиваться как можно короче в тот момент, когда конек станет под достаточно большим углом к новому направлению фигуры, и не давать ему скользить дальше на внутреннем ребре; но тогда толчок будет очень некрасив — сух и короток — и не будет иметь достаточной силы. Таким образом перетяжка на конце голландского шага назад наружу необходима, следует только избегать делать ее слишком длинной и глубокой.
Чем больше остаточного хода, тем чище и легче выходит переход; поэтому не следует делать фигуру слишком большою. Средняя величина ее около 12 м.
Обычные ошибки:
1. Отталкивание не вперед, а в сторону, так что толкающая нога обгоняет опорную и сразу оказывается уже сзади нее. Это, во-первых, некрасиво; во-вторых, недостаточно сильно; в третьих, исключает возможность усилить ход вынесением ноги назад во время движения по дуге; в четвертых, мешает правильному исполнению других фигур, например троек; и, в пятых, совершенно исключает возможность делать петли.
2. Сильное нагибание туловища вперед во время и после толчка некрасиво, парализует ход, мешает исполнению троек, петель; надо держаться возможно прямее, откидывая плечи назад.
3. Выворачивание свободной ноги, находящейся еще спереди, носком и коленом наружу, а также отведение ее в сторону, наружу от следа, некрасиво и мешает потом делать петли.
4. Слишком глубокая перетяжка внутрь фигуры в конце ее, нарушающая правильность рисунка.
Остальные ошибки аналогичны указанным в гл. III этой части.