Голландский шаг назад внутрь № 4
I4Г-II4Г
Если в голландском шаге назад наружу отталкивание неудобно, то еще больше отличается этим внутренний шаг назад. Постановка коньков носками вместе почти такая же, с тою разницей, что угол между ними должен быть еще больше, еще ближе к прямому. Но толкающая нога действует на центр тяжести тела через посредство таза, который в данном случае следует рассматривать как рычаг второго рода, один конец которого зафиксирован в тазобедренном сочленении опорной ноги, а другой подвергается действию толчка в точке такого же сочленения толкающей ноги. В наружном голландском шаге назад этот толчок вращает таз в ту же сторону, куда должен вращаться и корпус, т. е. по закривлению дуги; во внутреннем голландском шаге как раз наоборот. Вследствие этого действительность толчка весьма мала, и для придания ему большей силы приходится перед отталкиванием гораздо глубже обыкновенного сгибать толкающую ногу и до отказа скручивать корпус против закривления будущей дуги, принимая резкую II позицию, чтобы дать ему возможность затем свободнее вращаться по закривлению и нейтрализовать противоположное вращение таза.
Голландский шаг назад внутрь имеет ту же неправильность в рисунке, что и внутренний вперед, и по той же причине: перемена ноги совершается далеко не доезжая продольной оси.
Итак, начиная эту фигуру, надо стать на расстоянии 1—1,5 шага от продольной оси так, чтобы левый конек был почти параллелен ей; правая нога ставится сзади левой, возможно дальше с ней скрещиваясь, носком внутрь, как показано на рис. 177-1, и лишь слегка опираясь на лед носком. Корпус и руки заносятся возможно более влево (рис. 177а). Такое положение, правда, некрасиво, но оно принимается лишь на одно мгновение и необходимо для получения хорошего хода. Далее, сильно согнув левое колено, возможно энергичнее производится толчок в направлении линии движения; одновременно правая нога быстро выдергивается из-под левой и ставится на лед как можно дальше от нее и непременно на внутреннее ребро (средней частью конька) а корпус лишь очень немного вращается по закривлению, т. е. вправо, так, чтобы после толчка получилась определенно слабая IV, а не III позиция. Но корпус недолго остается в этом положении и, вращаясь далее по закривлению дуги, уже на второй четверти ее приводит к слабой III позиции. Одновременно свободная нога, остававшаяся после толчка спереди над следом фигуры, пройдя одну треть всей дуги, выносится назад, проходя совсем близко мимо опорной, и все тело принимает сильную II позицию с лицом, обращенным наружу круга. Поворот корпуса и вынос свободной ноги назад обязательно должны быть выполнены одновременно, а не последовательно.
Корпус продолжает и дальше постепенно поворачиваться по закривлению, и, пройдя 2/3 дуги, плечи совпадают с поверхностью движения (рис. 177), в то же время свободная нога скрещивается с опорной таким образом, чтобы колено приходилось как раз за коленом, а носок был обращен внутрь (наружу круга). Тогда положение всего тела тождественно с первоначальным перед толчком (II резкая позиция), и все готово для начала новой дуги на левой ноге. Переход в нее производится совершенно так же, как при начале с места.
Проследим отдельные моменты работы.
1. Толчок — колено должно быть согнуто более обыкновенного.
2. Опорная нога ставится прямо на внутреннее ребро конька. Начало фигуры на наружном ребре считается грубой ошибкой, но небольшой изгиб линии в самом начале ее допускается. Колено, как всегда, мягко и перед толчком сгибается сильнее.
3. Свободная нога сначала над следом, носком вперед; затем в конце первой трети круга не быстро проходит назад так близко мимо опорной, чтобы едва не задеть ее сапога, и остается все еще над следом, а с половины дуги начинает понемногу скрещиваться, выходя наружу круга и повертываясь внутрь носком; на последней трети совсем заходит за опорную, как перед началом фигуры; при переходе на новую дугу быстро выдергивается из-за опорной и ставится на лед, как описано выше.
4. Корпус движется согласно общему правилу — по закривлению. Поворот его в этой фигуре совершается главным образом на второй четверти дуги, но и далее вращение продолжается по закривлению до полного совпадения плеч с поверхностью движения; в этот момент корпус готов к переходу в новую дугу.
5. Руки следуют движениям корпуса.
6. Смотреть во время толчка по продольной оси для верного определения направления линии; далее — все время наружу круга, а в конце — назад через плечо, соответствующее опорной ноге. Если в самом конце фигуры опустить глаза, то должна быть видна стопа свободной ноги, чем проверяется правильность ее положения. Не нужно, однако, постоянно смотреть вниз на свободную ногу, иначе можно привыкнуть держать голову опущенной.
7. Переход на другую ногу должен быть сделан с быстротой молнии, — только тогда легко избежать перетяжки в начале новой линии. Оба конька не должны долго быть на льду одновременно: толчок начинается до постановки другой ноги на лед; постановка производится как можно позже, когда телу уже сообщено движение в новом направлении, от этого шаг при переходе получается очень широкий, но зато нет перемены ребра на линии. Остаточный ход здесь очень важен. По величине голландский шаг назад внутрь уступает остальным, вследствие неудобства отталкивания, и достигает в среднем 8—9 м.
Описанное исполнение 4Г представляется теоретически единственно правильным. Но на практике, в целях более красивой постановки тела на инертном движении и при известной опытности фигуриста, может быть избегнута некрасивая и почти неподвижная скрученность корпуса. Для этого приходится отступить от вышесказанного об одновременности вращения корпуса и маха свободной ноги назад и, задержав корпус в первоначальном положении грудью внутрь круга, вынести только свободную ногу назад и принять развернутую I позицию с тем, чтобы лишь по пробеге полудуги дать корпусу медленное вращение по закривлению до принятия обычного положения к переходу на другую ногу. Выполнить это без вогнутости линии и без потери хода может именно лишь весьма опытный и тренированный субъект; для первоначального же изучения следует остаться при первом способе.
Рис. 173. Первое положение (IV позиция).
Рис. 174. Второе положение (III позиция).
Рис. 175. Третье положение (II позиция).
Голландский шаг назад внутрь I4Г.
Обычные ошибки:
1. Начало дуги не на внутреннем, а на наружном ребре вследствие недостаточно широкого шага и недостаточного выворачивания ноги носком внутрь.
2. Скрещивание свободной ноги с опорной раньше времени влечет за собой уменьшение кривизны линии и незамкнутость фигуры.
3. Недостаточный поворот корпуса в конце фигуры ослабляет переход на другую Ногу.
4. Опущенная голова и взор, все время устремленный на след фигуры, составляют ошибку наиболее частую, что объясняется трудностью хорошо покрывать след, не глядя на лед.
5. В обоих голландских шагах назад у начинающих толчок иногда не дает достаточно хода. Если это не происходит от неверного направления работы толкающей ноги (она уходит в сторону, вместо того чтобы оказаться спереди), что инструктор без труда замечает, то в большинстве случаев причина кроется в легком, часто едва заметном нагибании корпуса вперед, вместо того чтобы откинуть его слегка назад, и в связанной с этим передаче точки опоры на переднюю, более кривую часть конька.
6. Одна из самых частых ошибок в рисунке не только в голландских шагах, но и в более сложных фигурах — это вогнутости (волнения) на линии скольжения. Ближайшая причина этой неправильности — несогласованность (непараллельность) путей центра тяжести и точки опоры фигуриста: причины же этой несогласованности весьма разнообразны и вскрываются иногда с большим трудом. В голландских шагах это бывает от преждевременного (в наружных ходах) или запоздалого (во внутренних) посыла свободной ноги вперед (назад), раньше (в наружных ходах) или позже (во внутренних), чем корпус повернулся по закривлению в полной мере, вообще от негармоничного движения свободной ноги и корпуса, или от наклона верхней части тела наружу от поверхности движения: проекция центра тяжести на льду должна идти все время на приблизительно равном расстоянии от точки опоры; резкое сближение или, наоборот, удаление их тотчас же ведет к неровностям и к кривизне линии скольжения (ведь пересечение путей этих двух точек, как мы знаем из теории, ведет даже к перемене направления).