Голландский шаг вперед наружу № 1

I1Г—II1Г

Начиная какую-либо школьную фигуру, всегда следует сначала представить себе ее положение на льду, т. е. заранее определить в воображении направление продольной оси, чтобы затем правильнее расположить рисунок и при повторении фигуры на том же месте вернее покрывать след.

Для голландского шага вперед наружу надо стать на продольной оси в пол-оборота так, чтобы правая сторона тела была выдвинута несколько вперед, как показана в точке а рисунка 161 (где линии а, b, с и т. д. показывают положение плеч в разных точках фигуры), а правая нога, с которой начинается фигура, была бы направлена по предполагаемой линии фигуры, в то время как левая помещается за нею, пятками вместе, так, чтобы коньки стояли друг к другу под углом около 70°. Голову и все тело при этом держать прямо, лицо — по направлению фигуры. Передав затем тяжесть тела на левую ногу и немного приподняв со льда правую, нужно как бы начать падать вперед, одновременно сильно сгибая левое колено, чтобы оно могло дать сильный, но мягкий «длинный» толчок, и в следующий момент, энергично оттолкнувшись с места внутренним ребром передней части конька (но не носком его), начать фигуру на правой ноге. При исполнении ее надо обратить внимание на следующие правила:
1.       Перед каждым толчком толкающая нога обязательно должна быть сильно согнута в колене.

2.       Будущая опорная нога с вытянутым носком приподнимается вперед, оттягивается на мгновение назад за толкающую и с новым посылом вперед ставится на лед сразу на наружное ребро конька, а не на плоскость, и так, чтобы конек опирался на лед своей серединой, точнее — третьей четвертью, считая спереди. При начале каждого сильного шага ступающая на лед нога невольно сгибается в колене (рис. 157); так она и должна остаться после толчка, лишь постепенно затем выпрямляясь, но не совсем: колено опорной ноги во все время инертного скольжения остается мягким, т. е. присогнутым. Это правило очень важно и имеет одинаково большое значение во всех фигурах.

3.       Свободная нога после отталкивания остается непринужденно откинутой позади опорной на том расстоянии и почти в том положении, в каком она была тотчас после толчка; только колено ее должно быть слегка, очень немного согнуто, мягко, хотя и в меньшей степени, чем опорная нога; вернее, оно должно быть без напряжения вытянуто, а носок совсем вытянут и повернут наружу. Прием для нахождения правильного положения свободной ноги позади опорной уже описан в гл. IX ч. III.

Рис. 157. Голландский шаг вперед наружу I1Г. Первое положение.

Рис. 158. Второе положение I1Г
Рис. 159. Голландский шаг вперед наружу I1Г. Третье положение.

Рис. 160. Четвертое положение I1Г.

В такой постановке свободная нога должна оставаться, по возможности, дольше, и во всяком случае до второй половины описываемого круга, передвигаясь лишь весьма немного наружу, от центра фигуры: вспомним, что голландский шаг должен быть почти кругом; это и достигается точным регулированием направления линии посредством перемещения свободной ноги от центра фигуры наружу ее. Напомним весьма важное для всех фигур общее 6-е правило техники (ч. II).

Таким образом свободная нога, следуя за телом после отталкивания, сначала находится над следом описываемой фигуры, пока есть достаточно хода и линия довольно отлога; по мере ослабления хода линия движения стремится стать кривее; во избежание этого свободная нога, начиная приблизительно с половины дуги, постепенно отводится немного наружу от следа и тем способствует сохранению прежней кривизны.

Но при современном требовании делать фигуры возможно большего размера одной указанной регулировки направления недостаточно для описания на одной ноге целого круга; поэтому приходится прибегать еще и к вынесению свободной ноги вперед ранее конца фигуры, приблизительно после 2/3 всей дуги. Выносить ногу раньше, на продольной оси фигуры, т. е. на 1/2 круга, как этого требуют проповедники «единообразной» техники, было бы неверно, так как оставаться потом в течение половины круга с ногой впереди — неестественно и некрасиво.

Мы уже говорили в разд. 2 ч. II, что вынесение свободной ноги вперед должно быть исполнено с известной энергией, чтобы получить новый ход вперед и тем легче приблизить форму фигуры к кругу; но всякое сильное движение конечности под углом к поверхности движения изменило бы направление линии; поэтому свободная нога должна проходить по возможности параллельно поверхности движения, т. е. по линии следа близко мимо опорной ноги, а не кругом нее; в последнем случае получилось бы искажение линии. Вспомним 7-е правило техники (см. ч. II). Кроме того, движение это не должно быть чрезмерно резким (так как следствием этого будет также волнистость линии), но совершенно спокойным, мы даже сказали бы — медленным. Выходя вперед, носок свободной ноги, обращенный до того наружу, поворачивается почти прямо вперед и далее остается все время вытянутым.

Вспомним здесь кстати и правило 5-е, по которому во время движения по дуге свободная нога может быть сзади или спереди опорной, но никогда не рядом с ней; она только проходит взад и вперед. Это одинаково относится ко всем четырем голландским шагам, а также и « остальным фигурам, заключающим в себе дуги.

Вынесенная вперед нога продолжает регулировать направление линии: последнее в конце фигуры должно быть такое, чтобы подъехать возможно ближе к той точке продольной оси, с которой начата фигура, и коснуться при этом и поперечной оси. По достижении этой точки производится переход на другую ногу (см. ниже, п. 8).

4. Во II ч. мы уже указывали, что всякий голландский шаг должен начинаться в такой постановке корпуса, чтобы внутреннее, ближайшее к центру круга плечо было выдвинуто вперед по движению, т. е. опережало бы наружное (правило 2-е техники); ведь в начале фигуры корпус должен иметь такое положение, чтобы, вращаясь затем относительно опорной ноги в сторону закривления линии, он при перемене ноги оказался в первоначальном положении относительно вновь занятой ноги.

На практике в голландском шаге I1Г корпус вначале повернут правым плечом вперед (рис. 157), все тело находится в слабой I позиции и остается так на всей первой трети дуги, затем начинает постепенно переходить в слабую II, как показано на рис. 161 а, в, с; при этом плечи не должны сразу поворачиваться более, чем до прямого угла с линией движения, и лишь в конце фигуры, с вынесением свободной ноги и переходом в слабую III позицию, могут немного перейти его, чтобы оказаться в первоначальном положении относительно новой линии движения на другой ноге (рис. 161е).

5.       Руки в начале фигуры, согласно 8-го правила техники, обе отнесены несколько влево, так что правая находится перед телом, а левая сзади него (рис. 157); затем, по мере поворачивания корпуса, и они переносятся постепенно в другую сторону так, чтобы к переходу на другую ногу они были настолько же справа, как вначале были  слева.

Как мы уже говорили в ч. II, отведение рук в сторону, противоположную повороту корпуса относительно занятой ноги, в фигурном катании места не имеет.

6.       Смотреть надо все время вперед и немного внутрь круга, но не вниз и не наружу.

7.       Для перехода на другую ногу самый конец линии на правой ноге закривляется несколько сильнее внутрь фигуры с целью получить необходимый для нового толчка угол между обоими коньками. Чтобы правильно и с силой перейти на другую ногу, не нужно останавливаться на конце сделанной дуги, напротив — тело должно иметь в конце фигуры еще хороший остаточный ход и продолжать свое движение непосредственно и без остановки в новую поверхность; останавливается только точка опоры — конек и стопа, чтобы дать центру тяжести пройти над ней и чтобы тотчас, перейдя на внутреннее ребро конька и сильнее согнув колено, дать толчок для новой дуги; свободная нога, вынесенная ранее вперед, перед толчком оттягивается слегка назад к опорной, почти до соприкосновения обеих пяток — для более длинного и сильного толчка — и тотчас опускается на лед, в свою очередь становясь опорной. При переходе на другую ногу корпус, а следовательно и руки остаются совершенно неподвижными, в полном спокойствии и во всяком случае без каких-либо «вспомогательных» взмахов и качаний. Это относится ко всем без исключения дугам, а следовательно и ко всем школьным фигурам.

Таким образом закривление конца линии не влияет на путь самого тела, которое описывает правильную восьмерку: после перехода на другую ногу фигура повторяется на левой ноге по тем же правилам, причем второй круг должен  быть такой же величины, как и первый. Затем следует новый переход опять на правую ногу, и фигура еще и еще описывается по тому же следу.

Величина последнего много зависит от физических качеств самого конькобежца: его роста, силы, веса, а также и от линии конька; делать чрезмерно большую фигуру отнюдь не следует: средняя величина по продольной оси — около 13 м. Множитель трудности — 1.

При изучении голландского шага вперед наружу инструктор должен обратить внимание на следующие обычные ошибки:
1. При неправильном толчке, вместо ребра, носком конька приобретается привычка вешать колено, кроме того и эффективность толчка незначительна. Для исправления толчка следует требовать отталкиваться не передней третью, а задней частью конька (метод противоположной крайности). Другая ошибка — перетяжка на конце дуги; последняя должна резко обрываться тотчас после загиба внутрь круга; не допускайте ни малейшего скольжения толкающей ноги на внутреннем ребре.

2.       Слишком плоское начало дуги как в голландских шагах, так и в других фигурах, бывает от постановки конька опорной ноги во время толчка на плоскость, а не на соответствующее ребро; последствия этого — неправильный рисунок, в частности незамкнутость фигуры. Следует требовать от ученика, чтобы он сразу, уже на толчке, давал всему телу соответствующий наклон внутрь круга.

3.       Спиральная, крючкообразная форма голландского шага и отсутствие замкнутости, кроме причины, указанной в п. 2, и кроме неправильной постановки свободной ноги с нарушением 6-го правила техники, бывает также от неправильной постановки тела в самом начале дуги, а именно: в 1Г — вместо слабой I позиции во II; в 2Г (см. ниже) — вместо слабой II позиции в I; в 3Г — вместо слабой III в сильную IV и в 4Г — вместо слабой IV в сильную III.

4.       Этот же самый недостаток фигуры бывает от слишком малого радиуса кривизны конька. Тогда для устранения этого недостатка требуется смена коньков или переделка их.