Голландский шаг вперед внутрь № 2
I1Г — II2Г
При большой величине эта фигура имеет некоторую неправильность в рисунке: перемена ноги в ней совершается не на продольной оси, а всегда несколько не доезжая ее; это обусловливается тем, что при отталкивании требуется иметь коньки под углом не менее 70—80° друг к другу, что в наружном голландском шаге легко достигается на оси закривлением линии внутрь фигуры; но во внутреннем, если бы довести линию до оси, пришлось бы срывать конек со следа, чтобы поставить его на 70° к направлению новой линии; поэтому приходится переходить на другую ногу уже в тот момент, как только конек, описывая круг, окажется под требуемым углом к новому направлению.
В виду этого для начала голландского шага вперед внутрь надо стать в 1,5—2 шагах перед воображаемой продольной осью, причем правый конек должен быть обращен прямо в сторону движения, а левый—на 70° к правому, пятками вместе (рис. 162); плечи повернуты настолько вправо, чтобы левое (внутреннее) плечо было выдвинуто несколько вперед или, по крайней мере, чтобы плечи были перпендикулярны к направлению линии движения (рис. 163, а также 164) и все тело находилось в слабой II позиции.
Правила отталкивания, ведение опорной и свободной ноги аналогичны наружному голландскому шагу.
1. Перед самым толчком слегка присесть, согнув только ногу, но не туловище.
2. Опорную ногу, после обычного взмаха ею вперед и назад, ставить на след сразу внутренним ребром, колено держать все время мягким, а перед переходом на другую ногу сгибать еще сильнее.
3. Свободную ногу оставить сзади непринужденно отброшенной, с слегка мягким коленом и вытянутым, обращенным наружу носком (рис. 164), и строго наблюдать за тем, чтобы в начале фигуры она шла как раз над следом; после половины дуги вместе с поворотом корпуса свободная нога выносится вперед, проходя возможно ближе к опорной, вполне параллельно Следу фигуры, носком вперед и лишь слегка наружу (рис. 165). Движение это должно быть спокойным, во избежание вогнутости линии. Близкое прохождение свободной ноги мимо опорной имеет особенное значение на внутренних ходах, так как малейшее отступление от этого правила неизбежно влечет за собой искажение линии. Вынесенная вперед свободная нога не должна оставаться внутри круга, т. е. влево от опорной, но идет перед ней или в одной плоскости, или даже слегка скрещиваясь (рис. 165), чтобы, согласно правилу 6-му техники, удержать линию от чрезмерного закривления и довести конец дуги до пересечения с поперечной осью. По достижении удобного для нового толчка положения свободная нога принимает должное направление, и производится переход на другую ногу почти под прямым углом.
4. Как уже сказано, при начале фигуры корпус имеет такое положение, что плечи почти перпендикулярны к линии движения — выдвигается вперед то плечо, которое соответствует свободной ноге, т. е. внутреннее (рис. 164, слабая II позиция). Это обусловливается тем, что, согласно первому правилу техники, корпус должен вращаться в сторону закривления, т. е. в данном случае влево, следовательно, если бы поставить его так, как при наружном голландском шаге, т. е. вперед плечом, соответствующим опорной йоге, то ори вращении ему пришлось бы повернуться вперед спиною. Во избежание этого в начале фигуры корпус должен быть повернут как можно больше против закривления линии» в данном случае вправо, чтобы затем иметь возможность свободно вращаться в обратном направлении и к концу фигуры принять первоначальное положение относительно новой линии на другой ноге. Вращение корпуса начинается не ранее, как на второй половине круга, как показано на рис. 163, вместе с выходом свободной ноги вперед; в конце фигуры корпус достигает в IV позиции предела вращения — плечи почти совпадают с поверхностью движения и к моменту перехода на другую ногу стоят в должном положении относительно следующего шага (рис. 163 a, b, c и т. д.).
Рис. 164. Голландский шаг вперед внутрь I2Г. Первое положение.
Рис. 165. Второе положение I2Г.
5. Руки, как всегда, относятся в ту сторону, куда повернут корпус: в начале круга на правой ноге — вправо, в конце его, вместе с поворотом корпуса, переносятся влево, оставаясь при переходе на другую ногу в том же положении, неподвижными.
6. Смотреть все время в направлении движения.
7. Переход на другую ногу в этом голландском шаге наиболее прост, так как все части тела подготовляются к нему в конце фигуры весьма легко; кроме того, опорная нога все время почти готова к толчку — она идет на внутреннем ребре; остается только выбрать момент для перехода, которому, как в наружном голландском шаге, всегда предшествует несколько большее сгибание опорного колена. Необходимо наблюдать, чтобы дуга кончалась без всякого изгиба, как на рис. 162,— малейшая перетяжка здесь представляет ошибку, — и чтобы к концу каждого круга был остаточный ход, для чего делать фигуру не слишком большою. Средняя величина ее —13 м. Внутренний голландский шаг вперед при хорошем исполнении — одна из самых красивых фигур. Множитель трудности — 1.
Обычные ошибки.
В этой фигуре ошибки те же, что и в предыдущей: особенно часто наблюдается неправильное ведение свободной ноги в начале фигуры не над следом, а снаружи фигуры, в положении, скрещенном с опорного сзади; затем почти все начинающие слишком быстро, иногда даже ранее середины дуги, переходят в последнее положение этой фигуры, т. е. поворачивают корпус грудью внутрь круга и выносят вперед свободную ногу. Сверх того, в голландском шаге вперед внутрь у начинающих весьма часто встречается неправильность фигуры вследствие неверного перехода на другую ногу; вместо того, чтобы совершать его под прямым углом к, концу пройденной дуги, они стараются шагнуть в прямое продолжение этой дуги и при том с некоторым запозданием, на самой продольной оси; как мы знаем, перемена ноги здесь должна быть значительно не доезжая этой оси. А чтобы шагнуть прямо вперед с внутреннего вперед хода, новичок вынужден сорвать конек с нареза и поставить его под углом к концу пройденной дуги, сделав на ней или так называемую стрелку, или короткую перетяжку; то и другое — грубая ошибка. Требуйте от ученика, чтобы он, оканчивая дугу, начал падать внутрь круга и в последний момент, едва достигнув коньком поперечной оси, делал быстрый и эластичный, с сильно согнутого колена, толчок под почти совершенно прямым углом к толкающей стопе и не перпендикулярно к продольной оси, а немного вбок: на правой ноге правее, а на левой — левее.