Массовое катание на коньках

Массовым катанием на коньках мы называем не выступление огромного количества конькобежцев, работающих на льду каждый сам по себе; под этим термином мы разумеем организованное выступление масс, в стройном согласованном порядке выполняющих определенные движения, основным признаком которых должно быть единство их плана. Таким образом массовое катание может быть как в области простого катания, так и в области скоростного бега и фигурного катания. Само собой разумеется, что трудность организации его возрастает от первого к последнему и при том в весьма значительной прогрессии: простое массовое катание и организуется весьма просто при наличии очень небольшой руководящей группы, человек в 8, которая во главе огромной колонны катающихся проделывает по команде одного лица различные несложные фигуры (не в смысле фигур на льду, но фигур танца, например кадрили, и полонеза, т. е. расхождения пар, четверок и восьмерок в разные стороны, схождения, прохождения строя сквозь, строй, общие круги простые и концентрические и т. п.), исполнение которых требует лишь элементарного владения коньками, т. е. уменья двигаться свободно и твердо в желаемом направлении. Необходимым условием здесь является только 1) известная дисциплинированность массы (условие, наиболее трудно достигаемое в наших условиях перенаселенности катков), 2) достаточно просторная ледяная площадка, 3) музыка с единым источником звука (оркестр или один радиорепродуктор) и 4) известная изобретательность и опытность главного руководителя.

Массовое фигурное катание может быть организовано, наоборот, с огромным трудом, так как требует от всего состава участников основательного знакомства по крайней мере с простейшими основными фигурами школы, что может быть достигнуто лишь в результате очень большой предварительной работы. Но, не говоря уже о таком высоком достижении, фигурное катание играет огромную роль для низшего вида массового катания, а именно, будучи проведено в массы хотя бы в виде начатков своих, оно в весьма значительной степени расширяет возможности организации массового простого катания, допуская огромное разнообразие приемов и чрезвычайно повышая интерес как самих исполнителей, так и даваемого ими зрелища. Особенно большое значение имеет в этом отношении всеобщее знакомство с основным танцем фигуристов — с вальсом на льду, а также с элементарным групповым катанием. При невозможности же в первое время достигнуть такого всеобщего обучения, весьма важно иметь по возможности большую центральную группу, которая могла бы в момент выступлений всей массы в простом катании самостоятельно и особо оперировать в центре площадки, демонстрируя катание высшего порядка, т. е. чисто групповое выступление и танцы.

В отношении деталей и техники организации массового, и группового катания, в виду обширности этих отделов катания, мы отсылаем интересующихся к соответствующим трудам:
1.       Станкевичи К., Ю. и М., Групповое катание на коньках, изд.. ФИТ, Москва, 1930.

2.       Monier Williams М., Skating simple and combined, London, 1892.