Методы вовлечения масс в фигурное катание
Мы знаем, что на каждом катке всегда есть множество желающих улучшить свое катание; можно сказать, что каждый идет на лед с мечтой научиться хорошо кататься. Значительная часть новичков направляется по линии бега на скорость и хоккея не только по личной склонности, но и под влиянием отсутствия фигурных коньков и наличия главным образом скоростных и хоккейных. Другая, еще более значительная часть остается на «простом» катании, отчасти не имея хороших коньков, отчасти же просто стесняясь идти в школу без знания хотя бы первоначальных приемов фигурного катания, в особенности если площадка фигуристов слишком изолирована. Некоторые из них, однако, самоучкой овладевают первыми шагами, конечно с большим количеством всевозможных ошибок, которые угрожают стать неизлечимой привычкой. Иные кое-как научаются вальсировать, и в музыкальные дни при первых тактах вальса можно полюбоваться на непрерывное кольцо танцующих. Под звуки излюбленной на льду музыки старательно «выцарапывают» они свой «Венский вальс» в 10 или 14 шагов. Но как! Лучше не останавливаться на подробностях...
Вот для вовлечения этого-то множества любителей необходимо, во-первых, организовать периодические, хотя бы два раза в месяц, дни «всеобщего обучения» первым шагам в фигурном катании. Определить конкретный состав упражнений, необходимых для этого обучения, каждый инструктор должен в зависимости от подготовленности, способностей, возраста и общего развития данного коллектива или отдельных индивидов. О времени таких занятий должно быть объявлено с самого начала сезона, по возможности, по всем каткам города, на которых нет школ фигурного катания; в проведении их должны принять участие в обязательном порядке все инструктора и слушатели данной школы, имея задание не столько научить, сколько установить связь, заинтересовать и вовлечь в дальнейшую, уже планомерную постоянную совместную работу. Соблазнительная перспектива допуска на лучший лед фигурной площадки сыграет здесь не последнюю роль.
Во-вторых, следует устроить открытые для всех, кроме бывших и настоящих слушателей школ, соревнования в исполнении простейших фигур, например голландских шагов вперед, а впоследствии и наружных троек вперед или перетяжек с выдачей тут же на месте соревнования небольших призов. Даты таких соревнований могут быть приурочены к тем же дням «всеобщего обучения» и должны быть также заблаговременно объявлены во всеобщее сведение. Эти соревнования в свою очередь дадут возможность установить связь с «дикими» фигуристами и несомненно заинтересуют и привлекут значительную часть их к дальнейшей работе.
Кроме того, для вовлечения специально в парное катание, в том же порядке и в те же дни должны проводиться всеобщее обучение вальсу на льду и соответствующие конкурсы с добавлением, например, соревнования в парных спиралях с разбега с соблюдением мер предосторожности для ограждения массы от конкуренции квалифицированных фигуристов.
Однако ограничиться обучением только вальсу тут нельзя, необходимо организовать еще и специальный показ простейших парных фигур, конечно только для вполне усвоивших различные виды вальса (Дж. Гейнса, американский и венский).
Вовлечение в групповое катание может быть осуществлено, в связи с вышеизложенным, главным образом показательными выступлениями и организацией кадровых групп; вербовка участников для более широкого осуществления групповой работы не встретит особых затруднений при надлежащей постановке массовой работы, так как групповое катание не требует от участников его основательного знакомства с более или менее трудными фигурами школы: необходимые элементы его могут ограничиваться голландскими шагами, перетяжками и тройками.
Перечисленные мероприятия, без сомнения, поднимут численный состав фигуристов на должную высоту. Но самым существенным, самым необходимым и самым действительным средством для достижения этой цели является организация работы по фигурному катанию с детьми, тем более что едва ли найдется другой вид спорта, в большей степени отвечающий потребностям раннего возраста по умеренности даваемой нагрузки и по гигиеничности условий, в которых он протекает. Дети чрезвычайно легко овладевают техникой катания — в зарубежных мировых соревнованиях мы нередко встречаем весьма неплохо выступающих конкурентов моложе 14-летнего возраста (например венка Геди Стэнуф). Знаменитая Соня Гени выступала на олимпийских играх в Шамони 14 лет от роду, а 15 лет она уже прочно заняла место первой в мире фигуристки. К сожалению, мы еще лишены возможности дать какие-либо ценные указания о работе с детьми за отсутствием у нас достаточного опыта в этом деле, но организация его является для нас актуальнейшей задачей данного времени.