Методические указания к основному периоду, общая тренировка

Учебно-тренировочная работа на катке должна вестись по приведенной ниже схеме типового урока по фигурному катанию.

Задачи Средства
Раздел I. Введение в работу. Организация группы и общий подъем ее психофизического состояния. Построение и расчет. Зарядковые упражнения в закрытом помещении.
Раздел II. Выпадает.

Предполагается предварительное прохождение специальной гимнастики в целях качественной проработки мышц, выработки подвижности суставов и борьбы с возможными дефектами осанки. Разрешение задач его продолжается попутно в III разделе.

 
Раздел III. А. Овладение постановкой всех частей тела (пластикой).

Б. Овладение техникой фигурного катания и выработка соответствующих навыков.
(Предполагается предварительное знакомство с технической теорией фигурного катания и вытекающими из нее основными практическими правилами техники).

I. ШКОЛЬНОЕ КАТАНИЕ
Применение на практике основных правил техники школьного катания.

1.       Толчок на все четыре хода. Упражнения— четыре голландских шага.

2.       Работа корпуса: скручивание стана по закривлению линии движения и против него. Предварительные положения. Упражнения — соответствующие фигуры элементарной школы.

3.       Обратная работа корпуса в разрешении предварительных положений. Упражнения — соответствующие фигуры элементарной школы.

4 Работа опорной ноги. Упражнения — голландские шаги, перетяжки, восьмерки на одной ноге.

5.       Постановка свободной ноги на инертных скольжениях сзади и спереди тела. Упражнения — голландские шаги и спирали всеми ходами.

6.       Ведение свободной ноги как регулятора закривления линии движения. Упражнения — голландские шаги, тройки и другие фигуры школы.

7.       Маховая работа свободной ноги. Упражнения — голландские шаги, перетяжки, петли, восьмерки на одной ноге.

8.       Работа рук «по диаметру». Упражнения — все фигуры элементарной школы.
II. ПРОИЗВОЛЬНОЕ КАТАНИЕ
1.       Простые и переменные переходы на другую ногу, сложные переходы. Трехшажные группы.

2.       Техника фигур на двух ногах. Упражнения — циркули и змейки.

3.       Техника пируэта. Упражнения — простые пируэты на двух ногах и на носке.

4.       Техника прыжка. Упражнения — прыжки без перемены и с переменой ноги, прыжки с носка.

5.       Танцы и комбинации.

Раздел III. В. Закрепление и совершенствование приобретенных навыков. I. ШКОЛЬНОЕ КАТАНИЕ
I.       Фигуры высшей школы, сложные повороты (скобки, крюки, выкрюки) и сложные восьмерки.
II.      ПРОИЗВОЛЬНОЕ КАТАНИЕ
Высшие формы произвольных фигур:
1.       Сложные спирали, кораблик.

2.       Прыжки с поворотами.

3.       Скрещенные пируэты, волчки, пируэты на одной ноге, на носке с выездами наружу.

4.       Более сложные комбинации и танцы.

Раздел IV. Целесообразное использование своих качеств и навыков в условиях конкретной среды. Самостоятельное творчество. Самостоятельное составление комбинаций для произвольного, в том числе парного катания, и пуантировка их. Составление целых программ произвольного катания. Пуантировка их. Тренировка произвольного катания. Показательные выступления на других катках. Разрядные испытания. Соревнования.
Раздел V. Завершение работы. Успокоение и регулирование деятельности органов кровообращения и дыхания. Замедленное простое катание с полным расслаблением плечевого пояса, сопровождаемое сжатием и разжатием пальцев рук и глубокими дыхательными движениями (через нос).

Само собою разумеется, что наличие упражнений и III и IV разделов не обязательно в каждом уроке; в нем могут содержаться или все четыре раздела, или же только три: I, III, V или I, IV и V.

Занятия на льду должны быть так построены, чтобы, с одной стороны, в них попеременно шла работа по всем видам фигурного катания, т. е. чтобы занимающийся работал ежедневно и над школьными, и над специальными фигурами, и над произвольным катанием; а с другой — чтобы упражнения проводились в строгом систематическом порядке. Это, однако, не значит, что нужно педантически придерживаться той последовательности фигур, которая установлена, например, в существующей программе школьного катания. Без сомнения, здесь должен быть избран какой-то иной порядок, например, порядок возрастающей трудности, поскольку таковая выражена в соответствующих коэффициентах; при этом в пределах фигур, отнесенных к одному коэффициенту, следует придерживаться порядка возрастающей сложности их. В прохождении специальных и произвольных фигур необходимо придерживаться того же принципа.

В разд. 8 гл. VI этой части мы мотивировали необходимость индивидуального порядка занятий, между прочим, значительной разницей в силах отдельных занимающихся. По тем же основаниям, а также потому, что у них обычно бывают свои индивидуальные недостатки и достоинства, свои более слабые и более сильные стороны, приходится при планировании занятий составлять для каждого занимающегося индивидуальные программы занятий на определенные периоды времени. Перед выходом на лед обязательно проводится в помещении в течение 5—6 мин. ряд упражнений для разогревания — для общего поднятия обмена веществ и возбуждения деятельности органов дыхания и кровообращения. Серии таких упражнений могут быть составлены из любых известных занимающимся упражнений, перечисленных в особом приложении.

Занятия на льду проводятся обычно в условиях, резко отличающихся от занятий, например гимнастикой; низкая температура не позволяет никому из находящихся на коньках оставаться без движения дольше нескольких минут, с другой стороны, напряженная работа фигуриста требует постоянных передышек, а частый уход в теплое помещение отнимал бы слишком много времени и, кроме того, вызывал бы преждевременное понижение общего обмена веществ и перед выходом потребовалось бы снова прибегать к разогреванию. Поэтому занимающиеся вынуждены все время чередовать короткие периоды работы (10—15 мин.) с еще более короткими промежутками отдыха, стоя на месте. Инструктор может выходить на лед в коньках для показа, но затем, при индивидуальной работе с каждым из занимающихся, он должен быть в валенках и тепло одетым.

Практика показала, что общая длительность одного занятия должна быть около З,5 часов, из коих не менее 2,5 приходится на школу. В течение этого времени для каждого занимающегося следует допускать, сверх упомянутых коротких перерывов в работе, один несколько более длительный, но не более 10 минут, перед переходом к произвольному катанию. При этом не следует все же уходить в теплушку, а лучше надеть на себя теплую одежду и оставаться в легком движении.

В каждом занятии — уроке — порядок упражнений должен быть так спланирован, чтобы работа начиналась с наиболее легких школьных фигур, постепенно переходя к более трудным, требующим большего напряжения. После упомянутого небольшого отдыха занимающийся переходит к отдельным произвольным фигурам, которые дают много большую физиологическую нагрузку на организм, в особенности при исполнении их в связи одна с другой по две, по три и т. д.

Перед концом занятий, который следует допускать для отдельных занимающихся в разное время, смотря по силам и степени утомления каждого, необходимо минут 5 посвятить легким отвлекающим движениям для постепенного успокоения деятельности органов кровообращения и дыхания.

Таким образом кривая нагрузки за время урока будет приблизительно отвечать общепринятой у нас форме кривой типового физкультурного урока, т. е. даст постепенное нарастание нагрузки, с некоторыми незначительными колебаниями вплоть до V раздела и более быстрое снижение ее в пределах последнего. При этом в специальном периоде общей тренировки вершина нагрузки (в связном произвольном катании) значительно отодвигается к середине урока, удерживаясь затем, опять-таки с незначительными колебаниями, на достигнутой высоте вплоть до V раздела.

Повседневная работа с занимающимися должна быть распределена так, чтобы, с одной стороны, охватить в течение урока всех участников группы, посвятив каждому из них не менее 30 минут (следовательно в группе не должно быть более 7—8 человек), а с другой — чтобы в течение трех месяцев сезона (с 15 декабря по 15 марта) с каждой группой были основательно пройдены все школьные фигуры данного разряда и произвольное катание соответственного уровня и обеспечена успешная сдача в конце сезона практических испытаний и зачетов по теоретическим познаниям.

Каждый урок должен состоять из следующих частей:
1.       В первоначальных фигурах инструктор объяснением или личным показом и объяснением дает ученику задание четко расчленяя его на технику выполнения фигуры (толчок, ведение свободной ноги, работа занятой ноги, работа корпуса) и на постановку (пластику) всех частей тела как на инертном скольжении, так и на переходах, указывая в тоже время требования, предъявляемые к рисунку со стороны правильности, замкнутости покрытия и размера. При этом необходимо пояснить, что рисунок не есть нечто самодовлеющее— это лишь частичный контроль правильности движений.

В сложных фигурах, предполагая систематическое прохождение школы, заданий на пластику уже не потребуется. Нужно будет лишь тщательно следить за отсутствием нарушений ее.

2.       При последующей работе ученика главная задача инструктора сводится к внимательному наблюдению за ней и к верному определению и исправлению всех допускаемых ошибок и неправильностей как в технике и рисунке, так и в постановке; при этом, как уже сказано выше, последней должно быть отдано безусловное предпочтение. Ошибки в постановке замечаются легко даже сравнительно малоопытным инструктором, и от него требуется в этом отношении только известная настойчивость.

Не так обстоит дело с ошибками в технике. Хотя они и менее опасны в смысле закрепления надолго за данным субъектом, но все же и они могут отчасти переходить в привычку; главное же неблагоприятное свойство их лежит в том, что они зачастую весьма трудно поддаются диагнозу со стороны не очень опытного инструктора и часто ставят его в полный тупик над вопросом: отчего же это у данного ученика не выходит чисто данная фигура? Только опыт и практика, да собственное безукоризненное умение, хотя бы в прошлом, могут дать выход из этого положения. Конечно, наиболее частые типичные ошибки в технике каждой характерной фигуры более или менее известны и даже перечислены в руководствах; но кроме них встречается еще очень много других, зачастую чисто индивидуальных для данного субъекта, и распознать и устранить их бывает очень и очень трудно; в особенности недоступно это для самого обучающегося, и роль надлежаще поставленного инструктажа здесь чрезвычайно велика. Тем более необходимо для инструктора глубоко вдумчивое отношение к наблюдению, как за работой других при прохождении им самим курса школы или семинария, так и за работой своих учеников при занятиях с ними.

Насколько трудно бывает иногда определить ошибку, как твердо надо знать во всех мелочах всю совокупность движений фигуриста, в особенности более сложных, и как внимательно нужно следить за работой ученика — видно из примера выполнения крюка вперед наружу, где достаточно перед самым поворотом только посмотреть немного в сторону от нужного направления, чтобы фигура была испорчена; почти то же наблюдается и во многих других школьных фигурах.

Найденная и правильно определенная ошибка должна быть немедленно устранена; для этого инструктор ясно и четко объясняет ученику, в чем дело, обязательно обосновывая свое заключение, требует от него тут же исполнения той же фигуры без замеченной ошибки, и, убедившись, что ученик в состоянии это выполнить, предлагает ему зафиксировать о замеченном недочете в своей записной тетрадке для контроля на следующем уроке.

Но иногда бывает, что ученик не может исправить ошибки. Это происходит от разных причин, которые в подобных случаях должны быть вскрыты и в свою очередь устранены. О способах исправления ошибок в таких случаях мы уже говорили в разделе 7 гл. VI (стр. 221).

При работе над школьными фигурами никогда не следует допускать слишком долгого повторения фигуры по одному следу. Это было бы неправильным уже потому, что лед, изрезанный массой параллельных линий, будет мешать правильному скольжению; конек, попадая в углубления старых следов, будет идти по ним несогласованно с путем центра тяжести и может вызвать даже падение. Кроме того, при неправильном первом следе его ошибки легко остаются незамеченными фигуристом, непрерывно движущимся и потому лишенным возможности ясно оценить достоинства своего рисунка. Поэтому единственно верный порядок работы — это 3—4—5-кратное повторение фигуры на каждой ноге, остановка для проверки правильности следа и продолжение работы на новом или, в крайнем случае, на этом же месте, стараясь избегнуть замеченных ошибок.