Ошибки в произвольном катании и способы их устранения

Об ошибках в общей постановке мы здесь говорить не будем, так как этот вопрос уже разобран в методических указаниях к общей тренировке. Заметим лишь, что инструктор должен и здесь наблюдать за правильностью постановки, также как и в процессе прохождения всей школы, а кроме того следить за тем, чтобы позы ученика на инертных скольжениях произвольных фигур и все приемы катания здесь не шли в разрез ни с его природными данными — ростом, сложением, гибкостью, ни с его средствами исполнения — ходом, выдержкой и грацией.

Фигуры с разбегом

1.       Здесь начинающие чаще всего делают неправильный разбег: либо он слишком длителен, либо шаги в нем недостаточно часты. Надо требовать, чтобы разбег в минимальное время и с минимального числа шагов развил максимальную скорость, при этом частота шага должна быть дана к концу разбега максимально достижимая для данного субъекта, а переход в спираль должен произойти тотчас, как только скорость бега перестала нарастать.

2.       В спиралях часто допускается наклон корпуса вперед или назад, не соответствующий скорости хода: чем сильнее ход, тем сильней можно и наклониться, но сильный наклон на тихом ходу производит неприятное впечатление, чего, однако, нельзя сказать об обратном. Поэтому тем, кто берет в начале спирали сильный наклон соответственно своему ходу, нужно посоветовать к концу спирали вместе с ослаблением хода постепенно выпрямляться.

3.       Далее, у начинающих замечается в спиралях тенденция ко всякого рода колебаниям, начиная со свободной ноги и кончая станом. Инструктор должен строго следить за полным, что называется «каменным» спокойствием позы на инертном скольжении; в противном случае впечатление от фигуры будет далеко не художественное.

4.       Инструктор не должен допускать ученика исполнять спираль в какой бы то ни было резкой позиции; сильные позиции на передних ходах тоже не рекомендуются, равно как III и IV во всех степенях. Лучше ограничивать учеников слабыми I и II на ходах вперед, а на задних — слабою II и слабою и сильною I.

5.       Если ученик в сложной спирали делает поворот (например выкрюк, скобку) не чисто, то лучше предложить ему заменить поворот на льду соответствующим прыжком на одной ноге, впредь до приобретения большей уверенности. С крюком этого делать не следует, так как прыжок крюка труднее гладкой фигуры (при условии сохранения до конца новой поверхности движения).

6.       Начинающий изучать кораблик иногда долго не может достичь полного выпрямления спины и поясницы. В этом случае лучше не допускать его делать эту фигуру на выступлениях. Добиться исправления иногда удается специальной гимнастикой.

Фигуры на двух ногах

1.       В виду трудности быстро понять все последовательные движения ног — обычной ошибкой является резко опущенная голова и внимательный взгляд на ноги. Обучая змейкам, требуйте, чтобы ученик глядел вдаль и базировался не на зрительные, а на мышечные ощущения.

2.       На скрещенных змейках часто бывают падения оттого, что бедренные части ног и колена на скрещениях не прилегают друг к другу.

Пируэты

1.       О скрещенных пируэтах на двух ногах следует повторить сказанное в предыдущем пункте.

2.       Начинающие изучать пируэт на одной ноге обычно исполняют его всё или почти всё время на слишком мягком, согнутом колене опорной ноги — это очень некрасиво. Инструктор должен требовать на тренировках, чтобы нога вытягивалась вполне тотчас же, как только найдено устойчивое вращение.

3.       Другая ошибка — это исполнение наружного пируэта на одной ноге (в стоячем положении) невольно на внутреннем ребре конька. Это происходит обычно от боязни упасть и ведет к неустойчивости центра вращения: фигурист постепенно, но заметно перемещается по льду; это значительно портит впечатление зрителя. Для избежания этого инструктор требует постановки свободной ноги (которая, как известно, на пируэте поднята вверх коленом до прямого угла в нем) в небольшое скрещение с опорной.

4.       Третья обычная ошибка — боязнь поднять колено свободной ноги до горизонтальности бедра. Объясните ученику, что такая постановка только придает ему устойчивость, в чем он и убедится сам при первой же пробе.

5.       Почти у всех начинающих изучение волчка вперед наружу наблюдается ошибочная постановка свободной ноги сразу в согнутое «под себя» положение, при котором обе стопы сближены; при этом,  вследствие подтягивания частного центра тяжести свободной ноги к оси вращения тела, сразу получается максимальная скорость вращения, быстро исчерпывающая весь запас энергии, полученный от первоначального размаха, и чрезвычайно затрудняющая сохранение равновесия. Нужно требовать, чтобы ученик садился с мягко вытянутой вперед свободной ногой, стремясь получить сравнительно медленное, но плавное и устойчивое вращение.

6.       На волчке многие очень часто впадают в разные ошибки постановки тела, которая в этом положении весьма легко становится не только некрасивой, но прямо карикатурной. Нужно иметь много вкуса и гибкости, чтобы придать своему телу в этой рискованной позе привлекательный вид. Чаще всего встречается недостаточно низкое сгибание колена. Исправить этот недочет можно только специальной гимнастикой.

7.       Другая ошибка подобного же значения — придание спине, вместо слегка выгнутой, — вогнутой формы. Эту наихудшую ошибку в волчке инструктор должен решительно исправить в самом начале, так как если она войдет в привычку, то ученик от нее никогда не избавится, и волчок его, вместо восторга, будет вызывать в зрителях неудержимый смех.

8.       Третья ошибка — ухватыванье при посадке в волчок рукою за переднюю часть конька свободной ноги. Это придает очень некрасивый вид свободной ноге, так как носок ее из-за этого сгибается к голени, а пятка выдается острым углом. Надо сразу же, при начале обучения, требовать ухватки за голень свободной ноги одноименного рукою (лучше всего за середину голени, под икрою), и вытягивания носка свободной ноги.

9.       В пируэтах на носке обычная ошибка — исполнение их на мягком колене. Шпитц-пируэт только тогда и хорош, когда сделан на совсем вытянутой до отказа ноге. Этого и нужно требовать от ученика с самого начала. Более или менее сильное сгибание колена допустимо только в случаях перепрыгиваний во время вращения на носке на новый центр.

Прыжки

1.       В первоначальных упражнениях в прыжках инструктор должен следить за тем, чтобы начинающий перед прыжком сгибал только колено опорной ноги, но не поясницу, и не наклонялся станом вперед. Для исправления следует требовать сгиба не колена, а голеностопного сочленения.

2.       Почти все начинающие и самоучки на прыжках, даже не очень высоких, поднимают руки и оба плеча, втягивая шею между ними, что придает им какой-то панический вид. Инструктор должен перед каждым прыжком напомнить такому субъекту: «плечи вниз». Но лучше всего заставить ученика вытягивать шею тем приемом, который применяется теперь в легкой атлетике при разучивании прыжков: на некоторой высоте над тем местом, где будет исполнен прыжок, подвешивается большой мягкий мяч; при прыжке ученик должен коснуться его теменем.

3.       На прыжках с задних ходов начинающий обычно отталкивается передней частью конька. Следует объяснить, что толчок должен быть дан пяткой.

4.       Падения на прыжках с поворотами в воздухе обычно бывают от «недоверта»: фигурист приземляется, имея конек не в поверхности движения окончательной дуги. Во избежание этого надо: 1) отрываться от льда лишь после того, как корпусу еще на опоре сообщено полное вращение в надлежащую сторону; 2) вытренировать прыжок повыше, чтобы было время довернуться еще в воздухе до линии скольжения. Подвешенный мяч и здесь помогает.

5.       На прыжке корабликом поворот не выходит, если ученик перед прыжком нагнулся вперед. Следует требовать сгибания только колен.

Разные комбинации

Предусмотреть возможные ошибки в технике и в постановке в этом классе фигур нельзя, в силу чрезвычайного разнообразия самых фигур и неопределенности их классификации. Здесь можно говорить лишь о погрешностях общего характера в исполнении их, которые сводятся к следующему:
1.       Недостаточная живость в исполнении сделает самую интересную комбинацию скучной для зрителя. Инструктор должен внушить ученику и показать на примере, что чем быстрее ход, чем резче наклоны тела на ребра коньков, тем эффектнее зрелище катания. При этом следует проверить, не происходит ли этот недостаток от недостаточной кривизны конька, и в утвердительном случае переточить его по правильному шаблону.

2.       Недостаточное подчеркивание и выделение главных по трудности моментов в комбинированной фигуре; из-за этого часто случается, что очень трудный переход проходит для зрителя совсем незамеченным. Тут нужно в каждом отдельном случае подумать о том, как наилучше исполнить всю комбинацию, чтобы такой момент не оказался затушеванным.

3.       Слишком монотонное по темпам и ходу выполнение комбинации также портит вид ее. Инструктор должен главное внимание обращать всегда на пуантировку не только всей программы, но и каждой фигуры в отдельности.